Двенадцатая персональная выставка Мурада Халилова 18 сентября открылась в Музее истории Махачкалы. Называется она «УХХУ», что в переводе с кубачинского означает «море».
«Написал Мурад проект за год, а это очень короткое время. И это говорит о его огромной работоспособности, — рассказывает куратор выставки Зарема Дадаева. — Каждый год у него что-то новое».
На «УХХУ» — не только рисунки, но и шум моря, искусственно созданный саунд-группой The Cosmic Dance.
«Они накладывают музыкальные звуки на звуки видеоинсталляции Халилова «Полосы моря» 2016 года. Это первый такой опыт саунда в Дагестане», — объясняет куратор.
Четыре девушки плывут по музею в белых казах с бахромой под звуки сирены. Они появляются и исчезают внезапно, как кубачинский туман. А попали вместе с другими посетителями в кубачинское «море» художника.
Самое забавное здесь, наверное, люди, которые пришли посмотреть на Мурада. А особенно лакские люди, читающие «УХХУ» на родном как «заходи». Кто-то на выставке в первый раз и смеется от души над «Обнаженной на пляже», кто-то – разбирается в искусстве и готов кружиться по залу, пока не закружится чья-то голова, а кто-то сравнивает себя с «мертвым тюленем» Халилова: «А это я весь год».
— Никогда раньше не был на выставке, — делится со мной первопроходец. — Почему не был, не знаю, и как сюда попал — тоже. Местами смешные картины, есть несколько полотен, которые выглядят забавно. Например, картина, на которой две девушки купаются в хиджабе, а одна — без, и кто-то сидит на берегу и снимает ту, которая не в хиджабе.
— Мне очень нравится, что нет эксплуатации социального контекста. И потом, Мурадик — очень добрый, он любит своих героев. Вот обратите внимание — в «Загородном пляже» запросто можно было скатиться в сарказм, а там очень мягкая ирония, – анализирует Муса Гаджиев, доцент кафедры русской литературы Дагестанского государственного университета. — А четыре кубачинки в море? Кубачинки — в море… То есть оксюморонные такие штучки, сочетание несочетаемых вещей. Это такая попытка представить вообще весь мир, но при этом сквозь призму кубачинского архетипа. Здорово!
Среди гостей есть наблюдательный сексист: «Замечаешь, в «Городском пляже» много мужчин, а на «Загородном» — одни женщины»?»
У кого-то неожиданные аналогии.
— Кинг Конг, который держит женщин-кубачинок, ассоциируется с социальными сетями.
— Здесь бесконечная взаимосвязь с родиной, — общаются подружки. — Мечта моей жизни — показать маме мир. Себе тоже. И эти странствующие кубачинки, которые путешествуют по морям и океанам, почти как у «Сплина»: «в одиночку пройти океан», — мне очень нравятся. Почему я не умею рисовать?
Есть среди посетителей и очень глубоко мыслящие.
— У меня вопрос: рыбка, которая катает кубачинок, – это вот ее хвост на другом рисунке или там какая-то опасность?
— Это же кит.
— А там? Акула?
— Там акула.
— А, то есть там опасность. Понятно.
А есть ничего не понимающие.
— Серьезно, что ли? Мурика Халилова картины интерпретируете?
— Между прочим, впервые, наверное, мне что-то понятно.
Кому-то кажется, что «никаких приемов у Мурада нет, а про приемы нужно спрашивать у Хабиба».
А кого-то вдохновляет просто музыка, напоминающая море, и кондиционер, напоминающий ветер.
Во всем зале можно увидеть 3D-вариант рисунков – четырех кубачинок, которые ходят, шепчутся друг с другом, но не разговаривают с окружающими. Автор выставки использует запрещенный прием: «Извините, нам нельзя отвечать».
Впрочем, Мурад и сам не любит лишнюю болтовню.
— Почему четыре кубачинки? – интересуюсь как человек, в принципе не понимающий ничего в искусстве.
— Во сне приснилось.
— А если честно?
— Честное слово, сон был такой. Картину свою увидел, а на ней — четыре кубачинки.
«УХХУ» продлится до 20 октября.
Мурад Халилов родился 16 апреля 1976 года в Махачкале.
В 1998-м окончил художественно-графический факультет Дагестанского государственного педагогического университета.
В 2002-м окончил высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская П. Е. Тодоровского и Н. Б. Рязанцевой) в Москве.
Персональные выставки:
1997 – «Параллельно», групповая персональная выставка, выставочный зал Союза художников Дагестана, Махачкала.
1999 – «Ангелы с грязными лицами», персональная выставка, Первая галерея, Махачкала.
2000 – «Шайтаны», Первая галерея.
2005 – «Только когда смеюсь», персональная выставка, Первая галерея.
2007 – «Красный», персональная выставка, Первая галерея.
2008 – «Сад», персональная выставка, Первая галерея.
2010 – «Ха», персональная выставка, Первая галерея, Каспийск.
2012 – «99», персональная выставка, галерея «Умляут», Москва.
2016 – «Пальтар», персональная выставка, Музей истории Махачкалы.
2016 – «Обрывки киноленты», совместная персональная выставка с Ибрагимом Халиловым, галерея Дома поэзии, Махачкала.
2018 – «Непохожие города М.», персональная выставка, Музей истории Махачкалы.
2019 – «УХХУ», персональная выставка-проект, Музей истории Махачкалы.
Патимат Амирбекова
Читайте также Культурная афиша (16–22 сентября)
«Молодежка» в соцсети «ВКонтакте»: https://vk.com/md_gazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в «Одноклассниках»: https://ok.ru/mdgazeta