Празднование таких крупных дат, как 155-летие Сулеймана Стальского или 100-летие Расула Гамзатова, многие воспринимают по-разному. Для некоторых это, вполне обоснованно, мероприятия-якоря, вокруг которых можно строить федеральную повестку, они могут служить проводником дагестанской культуры на общероссийском уровне, а там, как известно, рядом и политико-экономические довески, которые всегда идут в ногу с такими крупными информационными событиями. Для других – повод вспомнить творчество дагестанских классиков, пройти вместе с ними их жизненный путь и еще раз удивиться тому, насколько сложной может быть жизнь человека, который посвятил себя творчеству.
Заново переживая вместе с великими дагестанскими поэтами и прозаиками их жизненный путь, можно сделать вывод о том, что талант, упорность и приверженность своему делу в Дагестане может сделать из человека, слагающего стихи и ведущего диалог с буквами, словами и предложениями, дагестанца, который олицетворяет собой нашу родную республику. Сейчас, когда Дагестан ассоциируется со спортсменами, политиками и коррупционно-криминальными скандалами, это дорогого стоит и дает повод задуматься.
Люди культуры Дагестана раньше были другого масштаба, и впору задуматься, что мы сделали не так, когда свернули не туда и почему потеряли такой огромный литературный запас, из которого черпают силы дагестанцы. Когда человек культуры стал тем самым маленьким человеком? Вопрос шекспировского дуализма.
В творчестве Сулеймана Стальского можно найти ответы на поставленные выше вопросы. Помимо стихов и поэм тут, конечно, стоит посоветовать прочитать его малую прозу, а если конкретнее, то его автобиографический «Рассказ о себе».
Он небольшой, но очень емкий и о многом говорит между строк.
«В то время это была страшная забота для бедняка. Но мне повезло впервые в жизни. В ауле я нашел круглую сироту – дочь орта-стальского объездчика. Мне уступили ее за небольшой выкуп, нас поженили, и я навсегда остался в ауле. Шли годы. Как вспомню теперь, очень тяжелые и безрадостные. Своими руками, вместе с женой, мы построили маленькую саклю. Недоедали, недосыпали, завели огород. Огород охраняла жена, а я в это время жал у людей пшеницу. Так жили мы на окраине аула пять лет, стараясь быть похожими на людей; но только люди в то время были непохожими на себя…
Однажды, возвращаясь к обеду домой, на одной из улиц я заметил множество народу и удивился: «Что случилось? Или умер кто?» А надо вам сказать, что люди в то время избегали друг друга. Беднота выходила и возвращалась домой почти украдкой, ибо каждый день по аулу рыскал ковха и ловил встречных на бесконечные повинности, на рытье канав, косьбу сена. «Что же случилось?» – подумал я и подошел к толпе. Посреди улицы сидели бродячие ашуги с бубнами в руках и пели песни о соловье, тоскующем по солнцу. Ашугам бросали в подолы серебро и медь. Ашуги были одеты в лохмотья и пели с закрытыми глазами, как будто сквозь сон. Постоял я с народом, послушал. «Черт возьми, ведь это все давно лежит у меня на душе. Постойте-ка, постойте!»
– Султан, – сказал я соседу, – ведь я каждый день говорю про себя то же самое, почему же мне до сих пор не пришло в голову спеть об этом, ты не знаешь?»
С этого вопроса, собственно, и начался путь великого лезгинского ашуга и поэта. То, что было дальше – уже история. А пока вы её читаете, хочется пожелать, чтобы мы, дагестанцы, вновь стали похожими на себя и перестали друг друга избегать. Один из реальных способов сделать это – обратиться к мудрости предков, того же Сулеймана Стальского, и почитать/перечитать его произведения. Они того стоят, а мы в этом нуждаемся как никогда.
Тимур Магомаев

Фото: Умар Даниялов
Жизнь и творчество поэта из Юждага
155 лет назад в селении Ашага-Стал (оно расположено в районе, который теперь носит имя поэта) родился Сулейман Стальский. На 17-18 мая в Дагестане запланированы масштабные мероприятия, приуроченные к его юбилею.
Рождение, детство, юность
Будущий поэт родился 18 мая 1869 года в селении Ашага-Стал Кюринского округа Дагестанской области в семье простых крестьян.
Сулейман Гасанбеков (привязка к названию родного селения — Стальский — закрепится гораздо позднее) рано лишился матери и рос в семье соседки. А в 10 лет он потерял и отца.
Юный Сулейман работал в разных местах — на нефтяных промыслах в соседнем Азербайджане, на железной дороге в Самарканде, нанимался к богатым работодателям.
Жизнь он узнал, что называется, не из окна кабинета.
Все свое детство и юность будущий поэт упорно работал, до тех пор пока в его селении не появился лезгинский ашуг (бродячий певец).
Его настолько поразили эти выступления, что он принял решение о том, чтобы начать собственный творческий путь.
Творчество
Его первое стихотворение «Соловей» относят к 1900 году. Сулейман Стальский не записывал свои сочинения, он слагал тексты (как на родном лезгинском, так и на азербайджанском языках) — и запоминал их наизусть. Сам же и исполнял их на манер певца-поэта. Тексты называл «песнями».
Уже в советские годы для фиксации стихотворений к поэту был прикреплен специалист-лингвист Гаджибек Гаджибеков. Процесс записи продолжался часами — Сулейман Стальский помнил наизусть тысячи строчек текста. Основная направленность — социальная тематика.
Именно Гаджибеков выступил категорически против оценки творчества Стальского как ашугского. В статье «Народный поэт Сулейман Стальский» он писал: «У многих наших писателей сложилось неверное представление о Сулеймане как об ашуге. Сам Стальский неоднократно выражал энергичный протест против именования себя ашугом. И он прав. На самом деле Стальский — поэт, и ашугом он никогда не был».
Авторский стиль
Излюбленная форма стиха у Стальского — рубаи: три строки — рифмованные, одна — свободная (в различных комбинациях).
В книге «Жизнь, прожитая набело» Наталья Капиева написала: «Известный ученый-лингвист Гаджибек Гаджибеков под диктовку Стальского записывал его песни, начиная от созданных в 1900 г. Записи длились часами. Иногда целыми днями. Сулейман помнил наизусть тысячи своих строк».

Материал из фонда центрального государственного архива РД
Переводы на русский
На русский язык Стальского переводили и местные переводчики, например Эффенди Капиев, и московские, в том числе Николай Тихонов.
К крупным произведениям Стальского относятся поэмы «Дагестан» и «Думы о родине», «Сыну». Его стихи публиковались в газетах, а в 1927-м были напечатаны в изданном в Москве «Сборнике лезгинских поэтов».
В 1930-х годах Сулейман Стальский уже пользуется всесоюзной известностью. Русские переводы его стихов перепечатывают центральные газеты «Правда» и «Известия».
Труд поэта
Одну из притч о поэте и о понимании творческого труда приводит его переводчик Эффенди Капиев:
«Однажды погожим летним днем Сулейман Стальский лежал на крыше своей сакли и смотрел в небо. Вокруг щебетали птицы, журчали ручьи. Всякий подумал бы, что Сулейман отдыхает. Именно так подумала и жена Сулеймана. Она поднялась на крышу сакли и позвала Сулеймана домой:
— Хинкал (любимое национальное блюдо в Дагестане) готов и уже стоит на столе. Пора обедать.
Сулейман не ответил и даже не повернул головы.
Через некоторое время Айна второй раз позвала мужа:
— Хинкал остывает, скоро его нельзя будет есть!
Сулейман не пошевелился. Тогда жена принесла обед на крышу, чтобы Сулейман, уж раз ему так хочется, пообедал там. Она подала ему обед, говоря:
— С утра ты ничего не ел. Попробуй, какой вкусный хинкал я приготовила.
Сулейман рассердился. Он вскочил с места и закричал на свою старательную жену:
— Вечно ты мне мешаешь работать!
— Но ты же лежал и ничего не делал. Я думала…
— Нет, я работаю. И больше мне не мешай.
И правда, в этот день Сулейман сочинил свое новое стихотворение».

Материал из фонда центрального государственного архива РД
Оценка эксперта
Лезгинский филолог, исследователь поэзии Стальского Нариман Ибрагимов рассказал «Молодежке», что многие строчки из текстов Стальского вошли в язык в качестве пословиц и поговорок, легко запоминаются его образные выражения.
«Он на самом деле помнил наизусть свои произведения, и с этим связаны интересные ситуации. Когда Стальскому с бумаги зачитывали его стихи, поэт иногда выражал возмущение: «Не так! Неправильно!» (Например, если при записи в текст вкралась ошибка или кто-то из редакторов внес изменения в стихи)».
«Гомер ХХ века»
— А Максим Горький действительно его так назвал?
— Да, это случилось на съезде писателей в Москве. Горький обратил внимание на пожилого делегата, который шевелит губами, явно что-то сочиняя.
А потом Сулейман Стальский исполнил вслух свое стихотворение, которое он сложил прямо в зале. Это произвело на Горького сильное впечатление. Тогда и прозвучало сравнение с Гомером.
Впрочем, несмотря на все государственные награды и титулы, поэзия так и не стала для него профессией – до конца жизни он работал в Ашага-Стальском колхозе.
Память о поэте
Именем Сулеймана Стальского назван район в Южном Дагестане, улицы в городах республики, в Ростове-на-Дону, Киеве, Омске, Донецке, Туле, Элисте, Волгограде, Новороссийске, Алматы.
Его имя также носят Лезгинский музыкально-драматический театр в Дербенте и сухогруз 92-040.
Переиздание книг Сулеймана Стальского
«Дагинформ» подготовил к изданию сборник избранных произведений Сулеймана Стальского в двух томах на русском и лезгинском языках. Союз писателей Дагестана взялся издать сборник стихов «Гомер ХХ века» и буклет с одноименным названием.
Запланирована также съемка фильма под рабочим названием «Чунгур поэта. Сулейман Стальский и Расул Гамзатов».

Фото: Умар Даниялов
Юбилей
Основные торжества, запланированные к 155-летию Стальского, состоятся в Махачкале и на малой родине поэта.
На 17 мая в Русском драматическом театре запланирован Вечер памяти с музыкально-поэтической театрализованной постановкой и книжной выставкой.
На следующий день намечены торжественные празднования в селе Ашага-Стал Сулейман-Стальского района. В частности, одно из мероприятий там пройдет в филиале Национального музея Дагестана — Доме-музее поэта.
Запланированы также новые театральные постановки по произведениям поэта, библиотечные и выставочные проекты, фольклорные фестивали и разноформатные проекты в учреждениях культуры республики.
Еще один пункт программы — проведение Республиканской олимпиады по лезгинскому языку среди учащихся 11-х классов школ Южного Дагестана.
Альберт Мехтиханов

Материалы из фонда центрального государственного архива РД