Молодая мама тащила за руку трёхлетнюю девочку, которая усердно упиралась и всё указывала в сторону игрушечного магазина:
– Барби! Барби!
Просьба была понятна, но мама лишь сердито дёрнула девочку за руку:
– Какая ещё Барби?! Чтобы устроить тебя сегодня в детсад, я отдала две зарплаты — свою и папину, да ещё в долги залезла! Будем теперь месяц жить на бабушкину пенсию. И никаких игрушек!
Наверное, малышка не всё поняла из эмоциональной реплики матери, но в свои три года она уже лично столкнулась с таким явлением, как коррупция.
Коррупция… Много интересного на эту тему могут рассказать, к примеру, тысячи студентов и преподавателей. Потом эти выпускники строят и лечат, управляют и учат. А преподаватели… Преподаватели готовят новых «специалистов».
А еще можно выделить на что-то условные 10 миллионов, но реально на дело потратить только 6 из них. Это означает, что в случае (например) с ремонтом больницы стены окажутся рыхлыми, окна с щелями и сквозняками, а в палате в итоге будут мерзнуть не условные, а вполне конкретные Ахмед или Патимат.
Борются ли с этим? Вроде есть соответствующие ведомства. Но и у их работников могут быть соблазны… И они просто дополняют коррупционную цепочку.
Потенциально самый надёжный вариант – религиозный. Известно, как строго в исламе запрещено взяточничество. Известно, что поведение человека рассматривается как ответственное перед Всевышним – с дальнейшим воздаянием в Судный день.
Но… К сожалению, религиозность в жизни очень многих дагестанцев носит лишь поверхностный характер. Нам часто не хватает глубокой богобоязненности и высокой нравственности. У многих религиозность и вовсе сводится к захоронению родственников по соответствующему ритуалу.
А пока маленькая Аминка вместо новенькой Барби баюкает по ночам свою старую куклу – с выколотым глазом и вырванным клоком волос. Но, может, им, нашим детям и внукам, удастся организовать в будущем Дагестане совсем другую жизнь…