— Нет, нет, папа, — шептала она. — Я не думала, что провалюсь. Больше этого не будет, обещаю тебе! Ты ведь знаешь, что я всегда впереди всего класса. Я всегда была твоей дочкой Несси. Ты не обидишь такую маленькую, как я. Я в другой раз выдержу экзамен лучше.
Арчибальд Кронин. «Замок Броуди»
Становится страшно. Страшно за собственных детей, кому предстоит еще множество экзаменов и испытаний. Страшно, потому что мы плохо понимаем детскую психику, детские страхи и бросаем их неподготовленными в жестокий и непредсказуемый мир…
Почему мы не задумываемся, когда отправляем наших детей в школу, что там с ними происходит? Почему мы требуем от них отличных и хороших оценок, не вникая в то, как учат и учат ли их вообще? Почему мы не учим наших детей учиться — учиться самой жизни, учиться не бояться экзаменов, учиться преодолевать трудности, учиться решать житейские задачи?
Старший мой сын, Камиль, сегодня оканчивает третий курс матмеха Санкт-Петербургского государственного университета. Еще учеником восьмого класса он сказал мне: «Папа, не надо помогать мне с ЕГЭ, я сам буду сдавать». Сам сдал, сам поступил в вуз. Не раз он получал двойки на экзаменах в СПбГУ, после чего спокойно и методично готовился и пересдавал.
Младший мой сын, Тимур, перешел в шестой класс. Он, наоборот, очень впечатлительный и мнительный, боится плохо ответить на уроке, плохо сдать экзамен. Начальную школу он прошел у одной из лучших учительниц республики. Однако с математикой почему-то не дружит. Он ходит на дополнительные занятия к своей же учительнице по математике, однако получает всего лишь четверки. Я за него боюсь и ищу другую школу, где его будут действительно учить.
Надо что-то менять. Надо менять многое. Не должно быть такого жесткого, жестокого отношения к детям во время ЕГЭ! Их обыскивают на входе, как преступников. Во время экзамена нельзя чихнуть, опасно уронить ручку. Сколько дичайших случаев происходит в России на экзаменах каждый год! И каждый год родители отправляют неокрепших, морально не готовых маленьких еще детей на психологическое испытание, которое не каждый взрослый выдержит…
Учителя должны относиться к своим ученикам по-человечески, по-матерински, по-отечески. Должны понимать, каким суровым испытанием для детей является ЕГЭ, и максимально поддерживать их во время экзамена. Не подсказывать, упаси Бог, а хотя бы создать доброжелательную, насколько возможно, атмосферу на экзамене.
Родители должны понимать, что, если их ребенок не сдал экзамен, это не конец света. А мы их запугиваем, накручиваем: «Не сдашь экзамен, увидишь, что будет!» Ребенок воспринимает папины/мамины слова буквально, ему наиболее важно отношение родителей.
Любите своих детей, поддерживайте их, верьте в их силы и таланты. И не делайте трагедию, если ребенок не справился с чем-то. Наоборот, объясняйте ему, что завтра будет новый день — и у него будут новые возможности…
Саид Ниналалов
Читайте также:
Минобрнауки прокомментировало смерть школьницы после сдачи экзамена (видео)
Слить ЕГЭ. Экзаменационные задания вновь появляются в сети