Своими корнями этот праздник уходит в глубину веков. Эта история хорошо известна. Пророк Ибрахим, мир ему, проходит через индивидуальное испытание – проявляя полную покорность и подчинение Всевышнему, он демонстрирует готовность пожертвовать сыном, лично (собственными руками) убив его.
Многие из нас знают силу родительской любви. Множество отцов и матерей, желая спасти своих детей, охотно отдали бы за них жизнь. Но тут ситуация иная. Нужно пожертвовать именно сыном, более того, лично заколоть его.
И оба – отец и сын – подтверждают: покорность Всевышнему не знает границ.
Убийство Исмаила (будущего пророка, мир ему) не было целью в той ситуации. Произошло чудо: острый нож не нанес никакого ущерба его телу. Проясняя этот эпизод, знатоки Ислама напоминают: любое событие из «обычного мира вещей» происходит (либо не происходит!) только по воле Создателя. Да, мы привыкли, что пища насыщает, огонь сжигает, нож режет, и т.д. Но всякий раз это происходит только по воле Господа. Аллах творит, что пожелает, и властен изменять «обычный ход событий».
Пророк Ибрахим, мир ему, успешно выдержал испытание. А мы? Нет, Ислам не требует от нынешних мусульман убивать собственных детей. Но выполняем ли мы те обязанности, которые возложены на нас?
Порой тяжким кажется утренний намаз – ведь так сладок сон на рассвете… Человек имеет возможность совершить хадж (это еще одна обязанность муслима), но предпочитает приобрести новый автомобиль или идет навстречу настойчивым финансовым просьбам жены.
Часто верующие оказываются в плену самых разных соблазнов, в том числе и нематериального характера. И не проявляют усердия в преодолении своих пороков и слабостей. Жадность. Лживость. Похоть. Лень. Зависть. Высокомерие. Вредные привычки. Игромания. Грубость. Вспыльчивость. Тщеславие. Эгоизм… И многое другое.
Праведные рабы Всевышнего Ибрахим и Исмаил, мир им, не стали идти по пути личных прихотей. Испытание было успешно пройдено, а затем ангел принес рогатого барана из Рая, и отец с сыном принесли его в жертву Всевышнему.
Об известном ритуале жертвоприношения животных в тафсире (толковании Корана) авторитетного исламского центра «Аль-Азхар» так излагается смысл аята 22:37:
«Знайте же, поистине, Аллах не смотрит на ваши облики и деяния, а смотрит на то, что в ваших сердцах. Он не хочет, чтобы вы просто закалывали жертвенных животных и текла из них кровь. Важно не само это деяние, — важна ваша богобоязненность и искренние намерения.
Так Аллах подчинил вам жертвенных животных, чтобы вы возвеличивали Аллаха Всевышнего за то, что Он наставил вас на прямой путь и вы совершили обряды хаджа. Передай, о пророк, добрую весть праведникам, совершившим добродеяние с искренним намерением, о великой награде».
Альберт Мехтиханов