Мнение юриста
У россиян, купивших автомобили, растаможенные и зарегистрированные в Армении, в июле начались сложности, хотя до этого на протяжении нескольких лет они без проблем пользовались приобретенным транспортом внутри страны. Сообщения о санкциях в их отношении появились в СМИ разных регионов. В Дагестане пока в этом смысле спокойно, хотя здесь машин с армянскими номерами немало. Юрист Рустам Абдурахманов, специализирующийся на защите прав автовладельцев, считает, что санкции в отношении хозяев «армянских» машин незаконны, так как нарушают положения Конституции России. Он объяснил свою точку зрения «Молодежке» и рассказал, какие варианты безболезненного выхода из этой ситуации есть у российских владельцев таких иномарок.
– Люди четыре года гнали машины. Никаких претензий со стороны государства к ним не было, – отмечает Абдурахманов. – Более того, владельцы таких автомобилей превентивно обращались, делали письменные запросы, выясняли, насколько все это законно. Таможня в том числе никаких проблем не видела: «Эксплуатируйте автомобили, претензий у нас к ним нет».
И вдруг с первого января нынешнего года в правила регистрации транспортных средств были внесены изменения, утвержденные приказом МВД, а 26 апреля – изменения и в постановление правительства России №594. До изменений в нем говорилось, что транспортные средства, ввезенные из-за рубежа и эксплуатируемые на территории России, должны быть поставлены на учет в течение десяти дней с момента изменения регистрационных данных. И содержалась ремарка: «за исключением транспортных средств, ввезенных с территории стран – участниц таможенного союза, ЕАЭС». Вот из нового постановления эту ремарку убрали. Получается, все транспортные средства, ввезенные на территорию России, за исключением ситуаций временного ввоза, теперь должны быть поставлены на учет. Эта поправка вступила в силу с 26 апреля нынешнего года, но работать по ней стали только с середины июля.
Впечатления от происходящего, я бы сказал, удручающие. В очередной раз народ подло, бессовестно, нагло «подкидывают». Культурные слова сложно подобрать для этой ситуации.
Я считаю: то, что сейчас происходит, абсолютно незаконно. Согласно статье 54 Конституции России, закон обратной силы не имеет. А значит, машины, которые были ввезены в страну до изменений в законодательстве, должны эксплуатироваться в соответствии с прежними требованиями закона, под той редакцией, которая действовала на момент ввоза. Но, боюсь, сейчас уже никто на это не будет смотреть…
Машины из Армении (там средняя стоимость растаможки – в пределах 1000–1500 долларов) за эти годы были завезены в Россию в большом количестве. Насколько я знаю, в стране их около 300 тысяч. В Дагестане, по грубым подсчетам, не менее трех тысяч таких автомобилей. К счастью, у нас в республике жесткой работы со стороны автоинспекции по новым нормам законодательства пока нет. Дело в том, что и таможня пока не знает, как ей действовать. Потому что, по идее, машина должна задерживаться при повторном нарушении, а данные об этом – передаваться таможне. Которая в свою очередь должна направлять запрос в компетентные органы Армении для определения даты и суммы растаможки, времени ввоза этих автомобилей – чтобы понять, есть ли основания требовать покрыть разницу между таможенными платежами в Армении и России. Если автомобиль был ввезен в Россию до 1 ноября 2014 года, то вопрос о растаможке отпадает автоматически. На такую машину обязаны выдать таможенную декларацию и без дополнительных таможенных сборов поставить ее на учет. Если машина ввезена после указанной даты, надо определить разницу в таможенных платежах и выставить ее на оплату владельцу автомобиля.
– Большая разница может выйти?
– Четыре евро за каждый кубический сантиметр объема двигателя. Для владельца автомобиля с минимальным объемом двигателя в 1,5 литра разница выйдет в 6000 евро: четыре евро умножаем на 1500. И если человек такую машину купил за 3000–3500 долларов, то, чтобы узаконить авто, ему придется заплатить почти в три раза больше.
– Как, на ваш взгляд, сейчас лучше действовать владельцам автомобилей с армянской пропиской? Ехать обратно в Армению и пытаться продать свои машины?
– Есть несколько вариантов. Для начала – обратиться в суд с требованием признать эти новые нормы незаконными по той причине, что закон обратной силы не имеет. Если суд будет проигран, как вариант, можно сделать прописку в Армении или получить карту резидента этой страны и пользоваться таким автомобилем в России без растаможки. При самом плохом раскладе остается закрыть машину в гараже до 2023 года. К тому времени автомобили, которые были завезены в Армению после 1 ноября 2014 года, перестанут считаться товаром иностранного государства и станут товаром Евразийского экономического союза, членами которого являются Россия и Армения. И их можно будет поставить здесь на учет, можно сказать, бесплатно.
– А не проще ездить, уплачивая штрафы? Даже с учетом того, что повторное нарушение может обойтись в пять тысяч рублей или привести к лишению водительских прав на три месяца?
– Так автомобиль же задерживается до устранения причин задержания. А какая причина задержания? Автомобиль не стоит на учете… То есть владельцу не отдадут его машину, пока он ее не поставит на учет.
– Значит, рассчитывать, что все обойдется, в этой ситуации не стоит?
– Я состою в нескольких группах в мессенджерах, где общаются владельцы «армянских» автомобилей со всей России. Люди начинают шевелиться. В Северной Осетии, в Краснодаре собирались у зданий ГИБДД, требовали разъяснений, почему закон начал работать в обратную сторону. Если автовладельцы начнут отстаивать свои права, то, скорее всего, в России будет реализован «казахстанский» вариант. В Казахстане у людей в начале года возникла такая же проблема. Правительство пошло им навстречу: разрешило бесплатно ставить машины на учет, выдав новые техпаспорта и транзитные номера, временные, на два года. Транспортный налог владельцы автомобилей будут платить и в Армении, и в Казахстане, и видеокамеры, фиксирующие нарушения правил дорожного движения, будут считывать данные о таких машинах по номерам. То есть транспортное средство стоит на учете и приносит прибыль, в виде налога в частности. Думаю, российских граждан такой вариант тоже устроит. В этой ситуации люди не станут скрываться от видеокамер и будут готовы платить транспортный налог и здесь, и там.
Ислам Абакаров
Читайте также ГИБДД разъяснила, какие санкции грозят владельцам машин с армянскими номерами
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta