«Да че тут волноваться? Нормально всё будет. Нормально делать только надо…» Пацаны выглядят очень уверенно и спокойно. Стараются, во всяком случае. Девочки, наоборот, обеспокоены. Некоторые на грани паники. 8 часов утра, и в махачкалинском лицее №39 вот-вот начнется ЕГЭ по русскому языку для учеников школ №№ 22, 8, 56, 38, 11 и «Сахаб».
Я только закончила 10 класс, но старшие товарищи прожужжали все уши рассказами об ужасах этого процесса. О бессонных ночах, репетиторах, стрессах. Об обысках, тотальном контроле, «палеве» и автоматчиках на подходах. Фраза «Магу на ЕГЭ завалили» приобретала в этих рассказах какой-то жуткий смысл. Перед глазами вставали кадры из криминальной хроники и всяких «бригад». Как не пойти, не взглянуть?
«Р» — разочарование. Никаких снайперов, автоматчиков, служебно-розыскных собак и долговременных укрепленных точек на подходах. Несколько патрульных автомобилей. Прогуливаясь по двору школы, полицейские следят за порядком. При мне никого на асфальт не укладывают, шмона не устраивают.
Перед входом – толпа. Родители, дети, учителя и друзья выпускников. Пацаны пытаются делать вид, что сами по себе. От родителей отдельно. Девчонки держатся ближе к мамам и папам. Те, в свою очередь, разбились на группы – по школам и классам. Мужчины – чуть в стороне. Их группы чуть поменьше женских.
Наконец, команда на вход. Последние наставления, пожелания, объятия, молитвы. В дверях – металлоискатель. После него – еще одна проверка на шпаргалки и телефоны. Сама не видела, но говорят, до белья не раздевали. Если кому и удалось что-то пронести, он об этом не рассказывал.
В ожидании детей родители остаются на улице. Одни гуляют на территории школы, другие сидят на скамейках в тени. Мамы говорят о том, как весь год их дети занимались с преподавателями. И всё равно переживают. День на редкость жаркий для нынешнего июня. Говорить лень, но надо – мне на следующий год ЕГЭ сдавать.
— Как ваш ребенок готовился к экзамену? Сложным был год для вас?
— Ужасно трудным. Моя девочка днями и ночами занималась с репетиторами. Конечно, мне было тяжело и с финансовой стороны, обеспечивать нескольких репетиторов. Но самое главное для меня — это дать хорошее образование своим детям. Моя дочь поступает на филфак. Ей нужен высокий балл по русскому языку, поэтому для нас этот экзамен важен.
Разговор прерывает въехавшая во двор машина «Скорой помощи». Из здания выводят девочку. Говорят, она не смогла решить некоторые задания и сильно перенервничала. Потом мне рассказали, что некоторые от переживаний даже плакали прямо за партами.
По словам сдавших ЕГЭ выпускников, в кабинетах были включены камеры наблюдения. Смотрящие следили за учениками, поэтому списать никому не удалось. «Условия проведения ЕГЭ были хорошими. Всё проходило спокойно и честно. Обстановка на экзамене была спокойной, не напряженной», — обрисовал обстановку один из учеников.
Сами же работы, по словам некоторых «выживших», были не сложными:
— Задания были среднего уровня, текст попался легкий, поэтому многие из нас справились с экзаменом.
— Мне было безумно страшно, но я справилась со всеми заданиями, рассчитываю на высокий балл.
— Сказать, что я переживала – это ничего не сказать. Но в целом неплохо написала работу. Конечно, были и сложные задания, с которыми я справилась не очень хорошо, но мне кажется, что у меня будут высокие баллы.
Короче. Никаких ужасов, которые многие рассказывают, на ЕГЭ я не увидела. Конечно, все нервничали и переживали, но это нормально, думаю.
По данным минобрнауки Дагестана, ЕГЭ в республике прошли без сбоев и нарушений. Минимальные пороги по обществознанию, физике и литературе в 2017 году преодолели больше учеников, чем в прошлом. Также по статистике в Дагестане 78% участников ЕГЭ по иностранному языку претендуют на высокие баллы. В 2017 году выпускники лучше справились с ЕГЭ и по профильной математике, в отличие от предшествующих лет. Результаты экзамена по русскому языку еще не известны, но в ближайшее время их сообщат школьникам.