Первое заседание межведомственной рабочей группы, которой предстоит проанализировать потенциал и конкурентоспособность проекта «Каспийский транспортно-логистический комплекс», состоялось в среду, 20 июля, в Минкавказе России в Москве. Рабочая группа на основании этого должна подготовить предложения по эффективной реализации проекта.
Как сообщили в пресс-службе Министерства РФ по делам Северного Кавказа, совещание прошло под руководством министра РФ по делам Северного Кавказа Льва Кузнецова. В обсуждении приняли участие заместители министра РФ по делам Северного Кавказа Андрей Резников и Михаил Развожаев, советник генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», председатель Общественного совета при Минкавказе России Анвар Гаджиев, а также представители Минпромторга, Минтранспорта, Минэкономразвития, Минэнерго, Росимущества и Аналитического центра при Правительстве РФ.
Участие в совещании принял и заместитель председателя Правительства Дагестана Шамиль Исаев, сообщили в пресс-службе Администрации Главы и Правительства РД.
«Развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» и предстоящее подписание соглашения между Ираном и Россией о «зеленом коридоре» приведет к увеличению товарооборота и потребует новых мощностей. Для решения этой задачи мы предлагаем в первую очередь воспользоваться потенциалом Махачкалинского порта», – сказал Лев Кузнецов. Он считает, что Махачкалинский порт является оптимальной площадкой для развития торгового сотрудничества со странами Каспийского региона.
В бассейне Каспийского моря функционируют еще 2 российских порта – «Оля» и «Астрахань», но только Махачкалинский порт готов принимать грузы целый год – он является незамерзающим.
Как сообщил замминистра РФ по делам Северного Кавказа, председатель рабочей группы Андрей Резников, общий грузооборот трех портов в год составляет 7 млн тонн, но он может быть увеличен как минимум в два раза. «Существует возможность увеличения грузооборота до 15 — 22 млн тонн в год», – сказал он.
Есть перспектива увеличения грузопотока не только из Ирана, но и из Индии, поэтому создание Каспийского хаба видится целесообразным, считают представители Минтранса России. По их мнению, на первоначальном этапе необходимо собрать и проанализировать всю торговую и логистическую информацию по этому направлению, посмотреть контракты – действующие и перспективные, установить, какие грузы идут в обход по средиземноморскому маршруту, и уточнить стивидорные возможности российских портов Каспийского бассейна.
«Члены рабочей группы поддержали предложения представителей Минтранса России. Кроме того, было принято решение привлечь к работе Федеральную таможенную службу и ОАО «РЖД»», – сказали в пресс-службе Минкавказа.
Как отметили в ведомстве, по предварительным данным, перенаправление грузопотока через Каспийский хаб позволит снизить транспортные расходы на 10 — 15%, а продолжительность перевозки грузов сократить в полтора раза.