День учителя, плавно перетекающий в день художника. Таким оказалось 5 октября в Москве, когда открылась выставка Гамзата Газимагомедова во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Заслуженный деятель искусств организовал народный праздник для всех. Собрать под одной крышей чиновников федерального и регионального уровня, деятелей искусств, общественников, студентов без разнарядки? Легко! Провести церемонию открытия выставки, посвященной юбилею автора, так, чтобы похвалить всех посетителей, напомнить об их лучших деяниях? Гамзат Газимагомедович может. Настоящий народный художник! Человек. Мастер.
Интерес к дагестанской культуре, немного искусственно подогретый республиканскими властями в последнее время, уже начинает приносить плоды. Многие годы с минимальной поддержкой государства творил и созидал автор, сохраняя и развивая традиции народных промыслов, при этом не ощущая какой-то сиюминутной конкретной отдачи. А сегодня его влюбленность в свое дело, его душа, вложенная в большое количество разнообразных предметов, привлекают к себе внимание не только узкого круга ценителей и профессионалов, но и совершенно, казалось бы, не связанных напрямую с искусством людей. Врачи, курсанты, даже спортсмены – никого не тянули силком на открытие, но они пришли по зову сердца. Потому что имя юбиляра, его привычные нашему взгляду и столь необычные для других народов работы гарантировали радость и уют от встречи.
Даже немного жаль, что не все желающие смогли в рабочие будни попасть на открытие данной выставки. Этот душевный разговор, который начался с приветственных слов директора музея Елены Титовой и очень тонкими и чувственными стихами заслуженной артистки РФ Фаины Графченко, продолжился выступлением Магомеда Абдулхабирова, теплыми словами Ризвана Газимагомедова, – был настолько непривычен, что казалось, будто собралась одна семья вместе порадоваться за своего отца, брата, сына, друга в одном лице. Атмосфера была просто потрясающей, и тон всему задавали организаторы выставки под чутким руководством юбиляра, искрометно проведшего и официальную часть, и обзорное знакомство с экспонатами выставки, и особенно заключительную, дружественную часть.
Легкая экскурсия по экспонатам оказалась очень живой. Многие, оказывается, уже и не помнят предназначение чесалки для шерсти и веретена, а мерки для зерна воспринимают на первый взгляд как зонтичницу. Именно поэтому передача знаний, ознакомление со старинной культурой, элементы которой так бережно переносит в современность Гамзат Газимагомедов, не просто важна, а должна быть исполнена открыто, ярко, доступно. Как это делает автор.
Очень красиво это подметила доктор искусствоведения, профессор Татьяна Астраханцева. В работах художника представлены и исторические ценные предметы быта, в рисунках отражены значимые ценности, передающиеся из поколения в поколения, и, что особенно интересно наблюдать со стороны, – это отголоски советской юности. Мастера, в 8-м поколении созидающего и творящего, которому генетически переданы все нюансы народного творчества, но впитавшего параллельно иную, непривычную для горского уклада советскую культуру, и, в то же время, отвечающего современным реалиям, адаптируя свои инструменты, технику к новым требованиям, новым представлениям о прекрасном.
Это очень важно. Встречаться по добрым поводам. Влюблять в себя, собственное искусство, свою энергию как можно больше людей. Ценить и лелеять историю, на основе которой уже, в свою очередь, строить будущее. Гордиться Дагестаном и его настоящими сыновьями. И быть всегда вместе.
«Гордость Дагестана» — это не просто название выставки. Не отсылка к уникальному нашему искусству. Гордость Дагестана – это мы, дагестанцы. Такие, как Гамзат.
Магомед Ахмедов |
г. Москва