«Я — очень простой человек» — охарактеризовал себя наш гость, когда мы с нашим главным редактором интересовались, где ему будет удобнее беседовать, — «Где скажете, там и сяду». С первых минут общения его короткое, в одну фразу, резюме подтвердилось на все сто.
Планируя встречу с профессором Ильясом Омаровичем в телефонном разговоре, мы никак не ожидали, что в его, как он выразился, «боевом» возрасте, наш гость буквально через полчаса окажется в стенах редакции. К слову отмечу, что недавно он справил 80-летний юбилей.
Трость — канадка в руке, компенсирующая легкое похрамывание, пожалуй, выпадала из его энергичного, излучающего живость образа. «Привыкаю к ходьбе после операции по замене сустава», — бросил он с досадой травмированного спортсмена, усаживаясь на стул.
Я вырос в интернате. Отцу было тяжело справляться с тремя сыновьями после смерти матери. Мы рано оказались на попечении государства, и оно очень многое нам дало. В интернате для горцев города Буйнакска, куда нас со старшим братом Гусейном определил отец, за нами был хороший уход. Нас кормили и одевали, мы получили хорошее образование и научились быть самостоятельными.
После школы я поступил в Дагестанский государственный университет. Со второго курса был направлен министерством просвещения в Губден учителем английского языка. Проработав там два года, я поступил сразу на третий курс Пятигорского государственного педагогического института иностранных языков.
По окончании ПГПИ в 1963 году министр просвещения республики Муса Омаров предложил мне работать заведующим кабинетом иностранных языков в Институте усовершенствования учителей. И я, будучи еще по сути пацаном, работал, ездил по школам, помогал чем мог. Так проработал десять лет, не прекращая совершенствоваться параллельно и на стезе науки. Успел за это время жениться, обзавестись детьми.
Далее по жизни мне посчастливилось познакомиться с ректором ДГПИ Ахмедом Магомедовичем Магомедовым. Жажда к науке не оставляла меня, и я обратился к нему с просьбой содействовать дальнейшему обучению. Он распорядился подготовить письмо в Ленинградский педагогический институт имени Герцена.
Там я проучился три года. Бесконечно благодарен своей жене Хамис, которая воспитывала наших троих детей, дав мне возможность заниматься любимой наукой вдали от дома. Она тогда работала учительницей начальных классов, и ей было очень тяжело. Мне, как многодетному папаше, тоже помогали в институте. Помню, в один год даже дали путевки сыновьям в пионерский лагерь в Ленинградской области, чтобы я мог с ними побыть. В общем, всячески содействовали.
С 1977-го по 1992-й год я заведовал межфакультетской кафедрой иностранных языков в ДГПИ, после чего снова вернулся в Ленинград, чтобы учиться в докторантуре. В 1996 г. я защитил докторскую диссертацию по проблеме преподавания английского языка в многонациональной школе и вернулся в родной педагогический институт. Здесь по моей инициативе в 1997 году была открыта кафедра «Теория и методики обучения иностранным языкам» и аспирантура при ней. Также при этой кафедре одной из первых заработала магистерская программа под моим руководством.
Позже я получил звание заслуженного деятеля науки Республики Дагестан.
Значительным пластом моей дальнейшей научной деятельности стал созданный в 2003 году Региональный северокавказский диссертационный совет. В нем защищали диссертации преподаватели иностранных языков из многих кавказских республик и всех вузов Дагестана. В 2007 г. в связи с реорганизацией ВАК Совет был закрыт.
В настоящее время являюсь членом диссертационного совета ДГПУ по специальности «теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)».
По мере приглашения оппонирую кандидатские и докторские диссертации по своей специальности.
Кроме того, я не теряю надежды возобновить работу Северокавказского диссертационного совета. Мы предоставили необходимые документы в ВАК Министерства науки и образования РФ, учредителями которого являются несколько кавказских республик.
Магомед Маматаколов |
г. Махачкала