В тринадцатую гимназию к учительнице Наталье Юрьевне Камышовой я пришла по двум причинам. Первая – в маршрутке мужчины отозвались о ней очень положительно. Один второго спросил: «Ты же, вроде бы, живёшь в другом районе, а дочь свою возишь в эту гимназию. Разве поблизости нет приличных школ?» А в ответ прозвучал такой аргумент: «У нас учительница замечательная. Мы с женой так рады, что наша дочь у Натальи Юрьевны учится». Вторая причина для знакомства – это чисто литературная. Класс Камышовой считается самым читающим.
Наталья Юрьевна при первом знакомстве кажется слишком спокойной, малоразговорчивой и вообще на активную и шумливую учительницу не похожа. Она никогда, честное слово, никогда не повышает голоса на детей. Ходит между рядами парт медленно, тихо, вроде как даже смущаясь, что ей приходится это делать. Говорит ровным тоном, но в классе всегда тишина и рабочая обстановка. Как она этого добивается? Одному Богу известно.
А ведь она не собиралась быть учительницей. Её отец Юрий Александрович и
мама Асват Идрисовна видели свою Наталью на большой сцене. Она должна была виртуозно играть на фортепьяно, покорять страны своими музыкальными способностями.
Когда старшая сестра Тамара ходила на танцы и могла себе позволить свободно общаться с подругами, Наталья все часы проводила за музыкальным инструментом. Единственная отдушина – это книги. В семье Камышовых читали все запоем. В доме огромная библиотека. И до сих пор без чтения книги никто спать не ложится. Эта страсть передалась и дочерям Натальи Юрьевны. Не зря же шестилетняя малышка Надя уже учится во втором классе.
То ли Наталья о музыкальной карьере мечтала не так сильно, то ли Вселенная подготовила ей иную дорогу, но в музыкальное училище имени Гасанова она не поступила. И так сильно на весь белый свет обиделась, что даже отказалась от предложения учиться в педагогическом институте на музыкальном отделении. Решила с музыкой покончить навсегда. А по совету старшей сестры Тамары – учительницы начальных классов — стала студенткой педагогического института.
Малоразговорчивая и очень выдержанная, она тяжело входила в новую свою роль – педагогическую. Но ей крупно повезло: её первыми наставниками были известные учителя первой школы, и среди них Равзият Рашидхановна Асадуллаева.
— Благодаря её советам и наставлениям, я поверила в себя, — вспоминает свои первые учительские шаги Наталья Юрьевна. – Первое в деле воспитания – это научить ребёнка учиться, воспринимать полученную информацию правильно. Научить слушать и слышать другого. Каждый ведь хочет, чтобы слушали и слышали только его. До другого ему и дела нет. Нельзя пропускать мимо ушей слова соседа. Как говорят психологи, если ты встречаешь человека с какой-то проблемой, это означает, что тебе нужно решить эту проблему. Это и твоя проблема. Так и в воспитании детей.
Если ученик агрессивен и хамит, необходимо для начала разобраться в причинах его поведения. Мотивы могут быть различны, но они почти всегда говорят о недостатке самоуважения, желании самоутвердиться или доказать другим свою силу. Нужно всегда помнить, что грубый ученик компенсирует внутреннюю слабость, завоевывает жизненное пространство через столкновение с другими или же проверяет границы дозволенного.
Обычно так ведут себя маленькие дети по отношению к родителям и к учителям. Так с тобой можно? А вот так? На первый взгляд – это демонстрация силы, но исходит она из неуверенности в себе. В хамство и грубость нередко «убегают» от ситуаций дискомфортного общения – уклоняются от выяснения отношений, претензий взрослых или неловких моментов.
В основном многие учителя говорят: к чему мне понимать хама, вместо того, чтобы защищаться от него? Начинают привлекать в скандал родителей, директора, а ведь в том-то и дело, что понимание во многом защищает нас – и помогает не принимать грубость слишком близко к сердцу.
Зная и понимая тонкости детской психологии, Наталья Камышова всегда старается щадить ранимую детскую душу. С родителями всегда уважительна. На родительских собраниях никого из детей не критикует и даже не хвалит отличников. Считает, что все дети в её классе способны к учению, талантливы и добры друг к другу.
Она убеждена в одном: у детей не должно быть свободного времени. Поэтому в её классе почти все записаны в различные кружки и участвуют во многих конкурсах, фестивалях и состязаниях.
Она так доверяет своим ученикам, что на открытых уроках, семинарах даже не волнуется, и они её не подводят. Понимают с полуслова.
А еще семья Камышовых отличается гостеприимством и умением дружить. Дочери Натальи Юрьевны – Марина и Надежда знают всех многочисленных родственников. Дружат между собой, помогают друг другу. Радуются успехам другого. И самое главное, все разговаривают на пониженных тонах, и при этом слышат друг друга прекрасно.
Вера ЛЬВОВА