22 мая Высшая квалификационная коллегия судей России (далее ВККС) должна определиться с кандидатурой нового Председателя Верховного суда Дагестана. Недавно на нашем сайте мы публиковали имена всех, кто хочет занять кресло Главного судьи республики.
Сразу после объявления имен претендентов в республике начались обсуждения на тему «достоин-недостоин». Как оказалось, перед ВККС стоит непростая задача. За короткий период предстоит изучить очень много фактов как из биографии кандидатов, так и их личную жизнь.
Адвокат и блогер Расул Кадиев назвал список «интересным» и сразу же посетовал на саму систему отбора. По его мнению, проблема в том, что «отбор председателей судов субъектов проходит не в публичном поле, а в закрытом. Непонятно у кого какая «программа».
МД: У кого из кандидатов больше шансов?
— Конкретно не могу сказать. Проблема в том, что кандидат имеет шансы, если у него есть поддержка в Верховном Суде России, а точнее со стороны Председателя ВС РФ. Как она формируется эта поддержка? а) указание сверху, б) личная симпатия. Во время таких конкурсов разыгрывается война. Не всегда чистая. Часто на заседании появляются странные документы: о наличии задолженности по налогам, родственники за рубежом, списки ДТП кандидата или его родственников.
Лично мне хотелось бы, чтобы выиграла Уммупазиль Авадзиевна Омарова (Уполномоченный по правам человека в РД — МД). Она мой профессор, цивилист. Строгая, организованная, объективная. Но ее высокие качества не гарантия. Тут больше политики клановой и национальной, чем правовой. Еще проблема в том, что общество и юридическое сообщество не высказывает свои пожелания о том, кто нам в Дагестане в данный момент нужен. Если у нас проблема с преступностью, то по логике нужен специалист в области уголовного права. Если мы говорим о развитии институтов рынка, конкуренции, защиты собственности — нужен цивилист.
МД: На что обычно смотрят при подборе кандидатуры? И почему выпал прежний Председатель Мирзаев, а его заместитель Сулейманов, который тоже претендовал осенью, остался в списке?
— Это соблюдение всех ограничений, установленных законом. Реальный опыт работы и знания. Мирзаев имеет право заново подать, но он не подал документы. Это его личное решение.
МД: А национальность кандидата имеет значение? Учитывая принцип нацквотирования в республике. Ведь до сих пор этот пост занимали только даргинцы?
— Национальность, безусловно, имеет значение. Но в последнее время это не главное.
МД: Стоят ли за этими кандидатурами политические силы? Например, ряд СМИ сообщали ранее, что за тем же Сулеймановым стоят депутат Госдумы РФ Магомед Гаджиев и сенатор Сулейман Керимов.
— Там еще есть такое понятие как амбиции. Сулейманову и некоторым другим кандидатам важно все время держаться на поле больших игр, чего бы это ни стоило. Тут главное — участие , а не победа.
МД: От ходатайства Главы Дагестана что-нибудь зависит в этой ситуации?
— Да. Это ходатайство может помочь или наоборот помешать.
Так или иначе, но мнения практикующих юристов расходятся. Причем настолько, насколько широк и список претендентов. Адвокат Сапият Магомедова считает, что шансов больше у начальника Управления Судебного департамента при ВС РФ в РД Мухтара Омарова.
— Омаров не лезет ни в какие авантюры. Является более достойным кандидатом. При подборе кандидатуры в основном смотрят на материал, представленный спецслужбами в Верховный суд России. Узнают, есть ли скандальные истории в Интернете и в СМИ с участием кандидатов. Ещё смотрят на то, как претенденты проявили себя на службе и вне службы. Немаловажен также опыт и стаж работы, считает Сапият Магомедова.
По её мнению, у Руслана Мирзаева не было шансов, так как его окружение оказало ему медвежью услугу — хотели помочь, но, наоборот, навредили. В частности это касается ситуации с мировым судьёй Юнусом Ясиевым. «У меня есть письмо из квалификационной коллегии судей о том, что Мирзаева не пропустили из-за жалобы Ясиева», — заявила Магомедова.
Адвокат недоумевает, как Сулейманов и Орцханов оказались в списке претендентов.
— Стоят ли за этими кандидатурами политические силы? — Конечно, стоят. Как же без этого. Экс-президент Дагестана Магомедсалам Магомедов стоит за Омаровым. Несмотря на компрометирующий материал, есть кандидаты, которые не должны быть в этом списке. Политические силы одно, есть олигархи, которые продвигают своих кандидатов. У кого есть поддержка, тот и мощнее, — уверенна Магомедова.
Как сообщала МД, на кресло председателя Верхсуда Дагестана претендуют 10 человек. Полный список опубликовал на своем сайте Высшая квалификационная коллегия судей России. Среди них не оказалось бывшего председателя суда Руслана Мирзаева.
Читайте по теме: Список претендентов на должность председателя Верховного суда Дагестана
Вефадер Меликов,
Патя Амирбекова,
Регина Курбанова