Неожиданное развитие получила сегодня история с размещенными в махачкалинских маршрутках листовками с портретом Героя России Магомеда Нурбагандова. В молодежном парламенте при Госдуме заявили о намерении добиться запрета на использование образов Героев России в коммерческой рекламе. Между тем, как выяснила «Молодежка», речь идет о недоразумении: в молодежном парламенте республики антитеррористическую продукцию приняли за коммерческую рекламу и поспешили сообщить об этом «городу и миру».
«Некоторые решили соригинальничать…»
Во вторник, 1 августа, мэрия Махачкалы распространила на своем официальном сайте новость под заголовком «В Махачкале использовали фотографию Героя России Магомеда Нурбагандова в рекламе». «Реклама в общественном транспорте является обыденным делом для Махачкалы, — говорится в тексте. — Зачастую предприниматели используют в качестве рекламных лиц персонажей из кино и мультфильмов, приглашают музыкальных исполнителей. Но некоторые из бизнесменов решили соригинальничать». Далее следует пояснение: «К примеру, одна из столичных фирм по установке натяжных потолков сделала лицом своей рекламы образ Героя России Магомеда Нурбагандова. Горожане и общественность резко осудили действия рекламщиков».
Далее пресс-служба городской администрации процитировала слова первого заместителя председателя Молодежного парламента при Народном собрании республики Данияла Магомедова. Использование в рекламных целях образа человека, высоко поднявшего статус работников правоохранительных органов и отстоявшего честь Родины перед бандитами, является оскорблением его памяти, заявил он. «Подобного рода выходки со стороны определенных компаний, которые используют его имя и образ в рекламных целях, неприемлемы», – заявил молодой парламентарий.
Представители компании, говорилось в сообщении, «не признают своей вины и не отказываются от использования фотографии Нурбагандова в качестве рекламного лица».
Новость с сайта мэрии в тот же день была растиражирована множеством изданий. Между тем, как выяснила «Молодежка», никакими другими доказательствами, кроме нечетких фотографий, снятых на мобильный телефон, в молодежном парламенте и мэрии не располагали.
Инициатива сверху
Сегодня история с якобы коммерческой пропагандой получила неожиданное развитие. РИА «Новости» сообщило о том, что молодежный парламент при Госдуме намерен обратиться к депутатам с просьбой запретить использование образов Героев России в коммерческой рекламе. Об этом агентству сообщила председатель Молодежного парламента Мария Воропаева.
По ее словам, поводом для такой инициативы послужило использование фотографии Героя России Магомеда Нурбагандова в рекламе фирмы натяжных потолков в Махачкале.
«Использование образов Героев России в рекламе недопустимо… — заявила она. — Молодежный парламент при Государственной думе намерен обратиться к депутатам Государственной думы с просьбой рассмотреть изменения в федеральный закон «О рекламе».
По мнению молодежного парламента, сообщило агентство, подобное использование образов Героев России – это кощунство, так как «пытаясь заработать на людях, дельцы своими действиями уменьшают значимость самого подвига, для молодежи лица героев могут стать очередным рекламным лицом». «Наша задача не допустить этого», — добавила Воропаева.
Сегодня же некоторые горячие головы уже выступили в соцсетях с призывом к «братьям» «поработать и объяснить» фирмачам, насколько они неправы. А коллеги погибшего героя, по данным «Молодежки», всерьез обсуждали возможность подачи иска к недобросовестным коммерсантам.
Зачехлили
Между тем, «Молодежке» не составило особого труда выяснить, что речь идет о досадном недоразумении. «Мы не имеем никакого отношения к листовке с изображением Нурбагандова, — пояснила корреспонденту «МД» заместитель руководителя компании «Азиза» Зарема Сагидова. – Наша компания занимается тем, что заказывает оптовый пошив чехлов, а затем перепродает их водителям маршруток или использует для продвижения собственной марки. В чехле, который мы предоставляем водителю бесплатно, остается узкий вкладыш с названием нашей фирмы и номером телефона. Листовку снизу вкладывают сами хозяева маршруток, тем самым зарабатывая на рекламе, и мы никаким образом к ней отношения не имеем и не можем этот процесс контролировать».
На фотографиях действительно видно, что полоска с названием фирмы и телефоном находится не в каждом чехле, а листовка с портретом Магомеда Нурбагандова – это отдельная печатная продукция. Причем даже на размытых фотографиях можно разглядеть, что основным содержанием листовки, помимо лозунга «Работайте, братья!» и портрета героя, является цитата из выступления президента России Владимира Путина, и никаких признаков коммерческой рекламы на ней нет. Таким образом, речь идет лишь о неуместном и случайном соседстве двух видов рекламы – коммерческой и социальной.
Услужили…
Что касается листовки с портретом героя, то, как выяснили корреспонденты «Молодежки», речь идет о продукции, изготовленной и размещенной в рамках исполнения заказа от государственной организации. На сайте госзакупок объектом аукциона, проведенного в сентябре прошлого года, значится «оказание услуг по организации мероприятий по разработке и размещению социальной рекламы, направленной на профилактику терроризма и экстремизма, для нужд ГБУ РД «Редакция республиканской газеты «Дагестанская правда». Цена контракта составила 198 тыс. рублей (при начальной цене в 300 тысяч).
Как пояснил «Молодежке» представитель одной из фирм, имевших отношение к реализации контракта, всего по заказу «Дагестанской правды» было отпечатано пять вариантов листовок (по 200 экземпляров). В рамках профилактики терроризма и экстремизма фирма разместила их в маршрутках и городских автобусах.
Асият Ибрагимова, Сергей Светлов