К 17 годам строгого режима, двум годам ограничения свободы и 100 тыс. рублей штрафа приговорил сегодня Верховный суд Дагестана 21-летнего Азиза Джамалутдинова – участника банды, устроившей расправу над полицейским Магомедом Нурбагандовым и его спутниками.
Дело в отношении Джамалутдинова рассматривалось в особом порядке. Неделю назад судье Курбану Зульфигарову пришлось отложить рассмотрение дела по формальным причинам. Сегодня ему понадобилось несколько часов, чтобы вынести приговор.
Как выяснило следствие, еще в августе 2014 года Джамалутдинов, выполняя поручение будущих сообщников по банде, выкопал на окраине Уллубийаула два охотничьих карабина «Сайга-МК», автомат АК-74 и патроны, и закопал их в другом месте, на территории сельского кладбища, а после освобождения из исправительной колонии Амалатбека Багатырова передал ему весь арсенал.
В декабре 2015 года, по данным следователей, Джамалутдинов дал согласие на участие в бандгруппе Магомеда Халимбекова. В мае – июле прошлого года в лагере, расположенном в лесном массиве примерно в 5 км от Уллубийаула, он занимался уборкой и благоустройством прилегающей территории и охранял лагерь с автоматом Калашникова в руках. Только с середины мая по сентябрь прошлого года участники банды совершили в Избербаше несколько вооруженных нападений на оперативников, сотрудников Центра по противодействию экстремизму и работников ГИБДД.
Сам Джамалутдинов участвовал в угоне боевиками автомобиля Chevrolet в Избербаше. А 10 июля прошлого года оказался в числе тех, кто расправился с полицейским Магомедом Нурбагандовым и его спутниками. В ходе расследования выяснились новые подробности преступления.
Пятеро боевиков заметили группу отдыхающих в лесном массиве, расположенном примерно в двух километрах западнее райцентра Сергокала и подошли к ним, чтобы выяснить, кто они такие. Первым был убит двоюродный брат Магомеда — Абдурашид Нурбагандов, вступивший в перепалку с Халимбековым. Потом боевики, узнав, что Магомед Нурбагандов – сотрудник полиции, угрожая оружием, посадили его в автомашину Mercedes Benz, принадлежащую его двоюродному брату, и отвезли вглубь леса на километр от места пикника. Трое боевиков направили оружие на полицейского, Артур Бекболатов снимал происходящее на камеру мобильного телефона, а Азиз Джамалутдинов потребовал от Нурбагандова, чтобы он обратился к своим сослуживцам с призывом уволиться из органов внутренних дел. В ответ Магомед Нурбагандов произнес: «Работайте, братья!». После этого Халимбеков выстрелил ему в голову из карабина. Офицер полиции скончался на месте.
Пользуясь задержкой начала процесса, присутствовавшие в зале суда журналисты спросили у Гусейна Джамалутдинова, отца подсудимого, как его сын попал в банду. «Ему тогда было всего 16 лет, — ответил он, — совсем еще пацан, он толком не понимал, на что идет. Азиз говорил мне, что ему показали оружие и сказали, что не обязательно убивать людей, участвуя в джихаде. Он хотел сразу признаться, но его запугивали, что не оставят в покое ни родителей, ни родных. Мы месяц ходили по правоохранительным органам, написали явку с повинной, но у нас не принимали ее. Мы сожалеем о случившемся и просим прощения у Нурбагандовых, если они готовы принять нас… Что я хочу для сына? Чтобы все было по закону, не прошу никаких снисхождений, если его посадят — чтобы хоть оттуда живой вышел, что я еще могу ответить?».
После начала заседания отец убитого полицейского, Курбан Нурбагандов, заявил ходатайство о проведении процесса в закрытом режиме, в целях обеспечения безопасности его семьи и близких. Сторона гособвинения посчитала это обоснованным, в то время как адвокат подсудимого Алавутдин Магомедов заявил, что никакой угрозы для потерпевших нет, напротив, под угрозой находится безопасность родственников его подзащитного. В итоге судья Курбан Зульфигаров принял решение удовлетворить ходатайство и перевел процесс в закрытый режим. Представителям СМИ пришлось покинуть зал суда.
Через несколько часов состоялось оглашение приговора, на которое родственники подсудимого уже не пришли. Джамалутдинов был признан виновным по всем шести статьям (семи эпизодам) предъявленного ему обвинения.
Адвокат Алавутдин Магомедов сказал корреспонденту «МД», что обжаловать решение суда сторона защиты не будет. Сторона обвинения, по словам представителя прокуратуры Вадима Латифова, будет еще изучать приговор и в случае, если в нем не будет процессуальных нарушений, согласится с ним.
Асият Ибрагимова, Сергей Светлов