Они считают, что голову наиба надо захоронить
«У Хаджи-Мурата было четыре сына. Наша ветка идет от Бадави – это мой дед. Мои предки мечтали о захоронении черепа Хаджи-Мурата вместе с останками. У них не получилось, и вот очередь дошла до меня. Я тоже стал старый, хочу, прежде чем покинуть этот мир, чтоб мечта наших предков сбылась», — сказал на пресс-конференции РИА «Дагестан», посвященной воссоединению останков Хаджи-Мурата, его прямой потомок Магомедарип Гаджимурадов.
Проект по возвращению головы Хаджи-Мурата начал реализовываться в 2010 году. В Пироговских имениях, где Лев Николаевич Толстой и задумал написать повесть про наиба Шамиля, установили камень-памятник Хаджи-Мурату.
«С того момента мы договорились с Владимиром и Петром Толстыми, что будем совместно работать и приложим все усилия для разрешения этого вопроса», — говорит координатор Инициативного общественного комитета по проекту возвращения черепа Хаджи-Мурата, предприниматель Джамалудин Омаров. Тогда же они скоординировали свои действия по возвращению черепа и познакомились с Магомедарипом Гаджимурадовым. По решению Хунзахского районного суда, в 2012 году его признали потомком наиба Шамиля. В том же году решение подтвердил Верховный суд республики.
Ученые на вопрос, можно ли перезахоронить останки, ответили — лучше оставить череп на месте. Там же похоронить тело. Вопрос они обсуждали и с «Ясной Поляной». На пресс-конференции организаторы связались по телефону с директором музея-усадьбы «Ясная Поляна» Екатериной Толстой.
«С 2006 года музей-усадьба “Ясная Поляна” поддерживает инициативу дагестанской общественности и потомков Хаджи-Мурата о воссоединении его останков. Мы считаем это очень-очень важным. И конечно, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности останки человека должны быть преданы земле. Что касается вопроса, который вы сейчас обсуждаете, я считаю важным его решение. Действует комиссия при Минкультуры России по координации деятельности, связанной с исследованием и перезахоронением останков Хаджи-Мурата. Понимаю, что это сложный вопрос, но он решается и прорабатывается», – сказала она.
Генеральную доверенность по решаемому вопросу инициативный общественный комитет в 2012 году составил на «Ясную Поляну» и на семью Толстых. По распоряжению главы государства Владимира Путина, в 2015 году создана межведомственная комиссия при Минкультуры РФ, которая занимается вопросами, связанными с исследованием и захоронением черепа Хаджи-Мурата.
Директор Аварского театра Магомедрасул Магомедрасулов поясняет, что цель скорее – предать останки земле, а не воссоединить их.
«Мы отвозили письма от Общественной палаты, от муфтията Дагестана, от потомков Хаджи-Мурата на имя Владимира Путина, патриарха с обращением поддержать акцию и ускорить процесс захоронения останков. Элементарно предать останки земле по нравственной человеческой позиции. Где и когда – это уже другой вопрос».
Аргументы по поводу захоронения, названные в письме Петру Толстому – заместителю председателя Госдумы, прочитал член Общественной палаты Дагестана и президиума Российского конгресса народов Кавказа Деньга Халидов.
«Череп на сегодня вроде бы исключен из состава экспозиционной части музейного фонда и учетной документации музейной антропологии в Кунсткамере Санкт-Петербурга. А Министерство культуры не возражает против захоронения или воссоединения черепа с другими его останками. Между тем, череп Хаджи-Мурата передан на ответственное хранение в Российской академии наук со статусом «объект федеральной собственности». Хотя законодательство российского государства не содержит норм, не дающих права предавать в качестве музейных экспонатов останки человека. К сожалению, череп всё еще числится в качестве объекта федеральной собственности… и хранится в Кунсткамере…»
Дальше, продолжает Халидов, перечень документов, их около 16-ти, которые идут приложением к письму.
Магомедрасул Магомедрасулов рассказывает про встречу с прямым потомком Хаджи-Мурата по женской линии Хадижат, сегодня ей за 80 лет. Разговор с ней он записал на видео.
«Она мне говорит: «Я вряд ли буду в Дагестане, передай, пожалуйста, пока я не умерла, мне еще бабушка завещала, она в детстве общалась с Хаджи-Муратом, что говорил Хаджи-Мурат. «Если есть человек на земле, к которому трепетно относился – это имам Шамиль. Никогда я Шамиля не предавал»». Эти слова она от матери слышала», — вспоминает Магомедрасул.
Это один из ответов на вопрос, каким он был, Хаджи-Мурат, как личность.
Патя Амирбекова