Специальный репортаж «Молодежки»
Корреспондент «Молодежки» и сотрудники МЧС проверили пожарную безопасность в детском клубе «Тачки» (ТРЦ «Седьмой континент») в Махачкале. И обнаружили среди всех минусов один плюс — в пожарных кранах есть вода, и работники клуба могут приступить к тушению огня до прибытия пожарных. А в остальном надо полагаться только на себя.
Для начала надо заметить, что за день до этой проверки заместитель начальника главного управления МЧС России по Дагестану Эльдар Хамавов посетил «Тачки» и указал на нарушения, которые следовало устранить. То есть проверка не была для хозяев детского клуба неожиданной.
Наш путь начинается с крыши. Здесь же мы обнаруживаем эвакуационный выход. В небо. Именно сюда в случае пожара будут подниматься дым и огонь.
«Некоторые пути эвакуации выходят на крышу здания, что по правилам пожарной безопасности запрещено. Выход должен быть через коридор, лестничную клетку, но никак не через потолок. Или надо это все огородить. В темное время здесь ничего не будет видно, никакого освещения нет. Нет ограждения, а ленту вы протянули после нашего вчерашнего прибытия», — Хамавов.
— Мы закроем, это же не закончено еще, — обещает технический директор «Седьмого континента» Муса Зайнудинов.
В здании есть огнетушители, но проблемы с пожарными кранами. И с доступом к ним.
— Пожарный кран спрятали в помещении, которое может быть закрыто, а должен быть кран в коридоре. И сам краник устроен так, что невозможно держать в соединенном состоянии пожарные рукава, они должны быть соединены, человек должен открыть и сразу же их использовать. Здесь это невозможно.
Пути эвакуации завалены коробками, предметами мебели, елками, палками — то есть горючим материалом.
— Как видим, здесь складируются товары. А доступ должен быть беспрепятственным. Вчера я дал указание все помещения освободить от горючих материалов, но коробки до сих пор здесь. Огнетушитель есть, но пожарный кран не прикреплен.
Из опасной зоны — внутри здания — мы попадаем в более опасную — во двор, засыпанный большими камнями.
— Сейчас здесь выход есть, раньше его не было. Но видите, спокойно отсюда выйти тоже невозможно (показывает на камни), а засыпать дорожку, я считаю, — пара пустяков. Я вчера здесь был, дал им день. Хоть что-то ведь могли сделать, но ничего не сделали и не захотели.
Заходим в складское помещение. Когда-то, до того как стать складским, оно было выходом, о прошлом напоминает все еще сохранившаяся табличка с надписью «Выход».
— Туда люди по незнанию зайдут — там и останутся. Они здесь устроили склад, нарушив проект, и оставили сбивающую с толку табличку. Получается, сразу два нарушения — склад и табличка.
Наличие эвакуационного выхода — тоже нарушение, если его ширина не соответствует требованиям. А здесь он слишком узкий.
— К тому же его невозможно использовать как выход, потому что он идет через то помещение, куда доступ посторонних людей должен быть запрещен. Это все оборудование, которое посторонний может взять и отключить, и система вытяжной вентиляции перестанет работать. Хотя я их предупреждал.
— Они могли успеть за день все исправить?
— Коробки за день не могли убрать? Динамика должна же быть, что-то люди должны же были сделать.
Проверка связи
Включаем пожарную сигнализацию. Она заработала не сразу, через пару секунд. Но чтобы ее услышать, нужно обладать хорошим слухом. А о речевом оповещении и речи нет.
— Потому что она неправильно смонтирована. С той стороны включите. Не работает, единая сигнализация должна быть, здесь ее нет.
Какой сигнал — такая и эвакуация. Никакой.
— Как видите, все спокойно занимаются своим делом. Ничего не происходит.
— Эвакуация идет, да? — спрашивает сотрудник пресс-службы МЧС.
— Ну, идет, да, — замечает заместитель начальника управления Мартин Маммаев. — Дети продолжают играть.
На четвертом этаже, перед входом в детский клуб, его директор Тагир Чавтаров вынимает из застекленного шкафа пожарный кран, включает воду, а его помощник, подготовившись заранее, выпускает воду в туалет.
— Как там, нормально все? — спрашивает Тагир у сотрудника МЧС.
— Хоть что-то заработало, — улыбается Хамавов.
Пожарные
После эвакуации на горизонте появляются две пожарные машины. В здание заходят трое пожарных, а один остается на посту безопасности — снаружи. Он контролирует время пребывания коллег в задымленной зоне и время выхода.
Пожарные пытаются все сделать быстро, но видно, как им с их оборудованием непросто. Попадают они на четвертый этаж за шесть минут. И на месте по рации сообщают постовому, сколько у них в баллонах осталось давления, и он уже знает, когда им выходить.
«Конечно, справились. Подниматься в аппаратах этих очень тяжело. У них ограничено движение, ограничен угол обзора в панорамной маске, дыхание затруднено, да еще физическая нагрузка», — комментирует начальник пожарной части №7 Сабир Махмудов.
Итоги
«Не работает сигнализация, нет оповещения о пожаре, это вы сами слышали, пути эвакуации не соответствуют требованиям, некоторые пути эвакуации выходят на крышу здания, что запрещено. Один путь эвакуации закрыли, сделали склад, а табличка «Выход» осталась, получается, что люди, не зная об этом, могут в этот склад зайти и попасть в тупик. У нас таких объектов много, по Дагестану и Махачкале еще не все охватили. Материалы будут направлены в прокуратуру для принятия решения в отношении лиц, ответственных за пожарную безопасность», — резюмирует заместитель начальника управления Мартин Маммаев.
«Кнопки об оповещении пожара не работали, видимо, из-за технической неисправности. Не знаю пока причину. У нас есть инженер, который занимается устранением недостатков. В течение месяца вся система будет работать. И оповещение, и сигналы, и гудки. Все атрибуты, которые должны быть в случае пожара, будут работать. Нам очень многое придется менять, — комментирует проверку технический директор «Седьмого континента» Муса Зайнудинов. — Например, был ремонт на втором, третьем этаже, во многих магазинах производили самовольный ремонт, потому что поменялись арендаторы. До них система работала, они убрали с потолков все сигналы, датчики пожарные, и сейчас в некоторых магазинах датчиков нет, их надо установить».
Патимат Амирбекова. Фото автора.