В субботу, 27 сентября, на сцене Русского драматического театра стартовал IV Международный фестиваль русских театров республик Северного Кавказа и стран Черноморско-Каспийского региона.
Открыл его первый заместитель председателя Правительства РД Анатолий Карибов. В выступлении он отметил: «Театры России, все вместе и каждый в отдельности, всегда содействовали обществу в утверждении идей гуманизма и высокой нравственности. Сегодня русские театры продолжают играть огромную культурно-просветительскую роль. Они наглядно свидетельствуют о ценности объединяющего начала великой русской культуры и русского языка, приобщают народы к традициям отечественного и мирового классического искусства, служат основой для развития профессиональных национальных театров, тем самым способствуя сохранению и приумножению нашего культурного наследия.
Фестиваль открылся спектаклем Тбилисского государственного академического русского драматического театра «Холстомер, история лошади», который артисты посвящают великому режиссёру Георгию Товстоногову и народному артисту СССР Евгению Лебедеву.
Старшее поколение зрителей помнит культовую постановку Товстоногова, где Холстомера играет Евгений Лебедев. Она была записана на плёнку и часто показывается как телеспектакль телеканалом «Культура». После первой сцены стало понятно, насколько грузинский режиссёр бережно отнёсся к постановке нового варианта спектакля. Он придерживается Товстоноговской линии, но внёс много динамики в сцены. И перед глазами проносится вся лошадиная жизнь, полная трагедий и любви. Почему лошадь может быть чьей-то, почему мужчина говорит «моя женщина» и может на основании этого права менять, продавать и истязать живое существо.
Спектакль – монолог, где герой обращается словами Льва Толстого к нам, зрителям. Интересно, как решена кульминационная сцена. В какой-то момент на сцену сведены три актёра, играющие Холстомера в разных возрастах. Три периода жизни взяты условно, они транслируют разную степень мироощущения лошади. Молодость – это пора влюблённости. Зрелость связана с метаниями по всяким конюшням, взлётами и разочарованиями в любви. И, безусловно, старость – хромая, одряхлевшая лошадиная старость, где финал бывает один – тебя просто пускают под нож.
Замечательное открытие, хочется поблагодарить оргкомитет фестиваля за прекрасный театральный репертуар, который в эти дни играется на сценах махачкалинских театров.
Марат Гаджиев