Каково это — таксовать в Махачкале женщине? Водитель со стажем Загра Мутаева рассказала о своей работе и о том, почему даже мужчинам не советует работать таксистами.
Как-то в детстве ехала с мамой в троллейбусе, которым управляла моложавая женщина, уверенно державшая руль. Помню охватившее меня тогда чувство гордости, смешанное с некоторым удивлением. Всю поездку я неотрывно следила за каждым движением ее рук.
Сейчас к тому, что женщины водят троллейбусы, все уже привыкли. А женщина за рулем такси пока еще вызывает удивление и у водителей, и у пассажиров. Мы познакомились с Загрой Мутаевой, которая крутит баранку уже больше тридцати лет, и узнали, что же заставило ее выбрать такую, казалось бы, нетипичную для дагестанских женщин профессию.
— Загра, почему водитель такси? С чего все началось?
— Меня с детства тянуло к машинам, технике. Я закончила автомобильный техникум по специальности «техник-механик». Да и на линию не сразу вышла работать. Получив права, ездила на служебных машинах, развозила директоров разных компаний. Затем довольно долго проработала водителем «Скорой помощи». А сейчас, уже на пенсии, стала таксовать. Я всю жизнь работала водителем — 37 лет. Первая машина у меня была «четверка», правда, я ее в 1981 году разбила. А потом была «шестерка», «Волга», «Москвич». Из последних – «Приора» и «Хёндай».
— Как родные отнеслись к выбору профессии? Никто не охал, не отговаривал, не пугал?
— Обстоятельства сложились так, что у меня просто не было выбора. Я осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. Младшему тогда было всего четыре года. Их нужно было кормить, обеспечить самым необходимым. И я не думала, мужская это работа или женская. Я делала то, что умею и люблю.
— Может быть, вы знаете — есть такой сериал «Таксистка», снят по книге женщины, которая действительно несколько лет таксовала. Скажите, что там правда, а что нет?
— Да я телек-то редко смотрю. С работы уставшая прихожу, не до него. Если и смотрю, то совсем спокойные, семейные фильмы, про сельскую жизнь. А про «Таксистку» мне подруги рассказывали. Но его раза три, кажется, крутили на наших каналах, так что пару серий я все-таки посмотрела. Много вымышленного и преувеличенного в нем. Слишком утрировано. Такое только в кино бывает.
— Каково женщине быть таксистом в Махачкале?
— Начнем с того, что автомобилист и таксист – это совершенно разные вещи. В нашем городе и просто машину водить тяжело – много молодежи, ездят не по правилам, спешат и не соблюдают не то чтобы ПДД, а даже элементарную культуру вождения. Считают, что они на дороге одни-единственные, и если у них к тому же крутая машина, то им все позволено. Зачастую просто не знают, что такое «поворотник» и для чего его нужно включать. Захотел с третьего, захотел с четвертого ряда повернул, куда ему нужно, а что при этом он подрезал, создал неудобства другому – нисколько его не заботит. Когда я училась, нам говорили, что между водителями должно быть какое-то уважение. Видимо, сейчас этого нет. Приходится подстраиваться под современные реалии, иначе невозможно.
— Наверное, и разборки на дороге случаются?
— Бывают, и нередко. Даже с инспекторами случается сцепиться. Иногда отпускают, сделав замечание, а то и штраф приходится оплачивать. С водителями же проще — тут выговариваем друг другу да разъезжаемся. Но когда они видят, что за рулем женщина, многие становятся агрессивней, что ли. Это, может быть, зависть или просто глупость. Почему-то мужчины считают себя хозяевами на дороге. Сейчас же многие женщины, их жены, дочери, сестры садятся за руль, и им это не нравится. Я убеждена, что женщине машина нужнее, чем мужчине. Кто ходит на базар? Кто тащит эти тяжелые сумки? Кто детей в сад отвозит? Машина для женщины — не роскошь, а необходимость. Мужчина же поехал на работу или учебу — и все! На этом их обязанности заканчиваются. Есть категория мужчин, которые никак не хотят это признать и пакостят на дорогах: подрезают, не дают проехать, обгоняют.
— Но все же пока водитель – профессия преимущественно мужская, нет? И работать вам приходится в мужском коллективе…
— Не совсем так. Только на нашей фирме, кажется, пять или шесть женщин-водителей. Кроме того, на рынках и вокзалах, у ресторанов стоят и ловят своего клиента. Я их видела, хотя лично и не знакома, а в фирме мы, водители, и не пересекаемся. Но вот когда на «скорой» работала, коллеги-мужчины относились с уважением и по сей день очень радуются при встрече.
— Вы сажаете человека в свою машину и вынуждены какое-то время делить с ним ваше личное пространство. Это, наверное, не всегда комфортно.
— Разные люди ездят. Бывает, что клиенты высокомерно себя ведут, причем чаще всего именно женщины.
— Не может быть! А я думала, что как раз наоборот – они должны бы с пониманием, что ли.
— А вот и нет! Смотрят на меня свысока, как на недостойную… Будто, работая в такси, я становлюсь их рабой или завишу от них. Это очень задевает. Да, ты платишь, но я могу и не взять твой заказ. Откуда же это пренебрежение? Особенно если ты намного моложе. Мужчины же часто возмущаются, почему я не позволяю им курить в машине: «Я ж плачу! Почему я не могу курить?» Извините, у меня не позволено! Я не люблю запаха сигарет. Как-то остановила машину, открыла дверцу, говорю, покурите там и потом садитесь. Не устраивает? Заказывайте другое такси.
— А есть особая категория клиентов, которые заказывают именно такси с женщиной-водителем?
— Да, это в основном женщины, которые хотят садиться в чистые, опрятные машины без запаха сигарет и грязных носков. А есть и мужчины, которые запрещают женам, дочерям, сестрам ездить с посторонними мужчинами. Они говорят, что им было бы спокойнее с женщиной, чтобы она приезжала и возила. Да и родителям, например, спокойнее маленьких детей с женщинами отправлять. Еще многие девушки опасаются садиться, особенно вечером или ночью, в машину к незнакомому мужчине, пусть и таксисту. С женщинами им спокойнее, комфортнее.
— Мужчины-клиенты садятся рядом или сзади? Их не смущает, что они оказываются в непривычной ситуации, когда женщина рулит?
— Они садятся в салон со словами «Ассаламу алейкум», на мой ответ усмехаются.
На самом деле, все без исключения реагируют удивленно, видя женщину за рулем, при том что она умеет хорошо ездить. Реакции разные, порой диаметрально противоположные. Кто-то начинает смеяться, кто-то сразу доверяет, а кто-то, наоборот, демонстративно пристегивает все ремни и держится за ручку на дверце, но по ходу движения расслабляется.
— А покомандовать не пытаются? Подсказать, что надо перестроиться в другой ряд или еще что?
— Нет. Я не люблю, когда мне указывают, как и где проезжать. Предпочитаю выбирать дорогу сама. Если же клиент начинает подсказывать, где и как проехать, «извините, — говорю я в таких случаях, — вот вам руль. Водите сами!»
— Определяете клиента в лицо – порядочный или не очень?
— Да как их определить-то? Мне, слава Богу, не попадались такие. На внешность можно определить только пьяного и неадекватного. А оплатит или нет – не определишь. Садятся люди, едут, а привезешь: денег нет, пойду принесу, и не возвращаются. За семь лет на такси было три подобных случая. Подвезла прилично одетого парня, высадила на углу. Сказал, что сходит за деньгами, но не вернулся. Простояла с полчаса да поехала дальше.
— Есть районы в Махачкале, в которые не любите ездить?
— Конечно, есть! У всех водителей есть такие места. Это Тарки, Кяхулай, Альбурикент… То есть, по колдобинам ездить никто не хочет. Тут и ходовая, и колеса портятся. Все это влетает в копейку. Да я и высоты боюсь. Но если клиент сел, я ж не высажу, приходится ехать.
— Многие водители возят с собой тяжелые предметы, чтобы отбиться в случае чего. А вы?
— Никогда. Если мне кто-то захочет причинить вред, он не станет меня предупреждать, чтобы я достала биту. Это чушь, на мой взгляд.
— Вы вначале сказали, что между просто женщиной за рулем и той, которая сделала это своей профессией, большая разница. Так в чем же она?
— Однажды у меня довольно состоятельная женщина спросила совета, купить ли ей машину? Я сказала: знаешь, купить можно, но, купив ее, ты теряешь немного женщины в себе. Ты невольно станешь ожесточенной и грубой. Как женщину тебя раздавят. Если не сможешь постоять за себя. А для этого женщина вынуждена быть жестче. Ну а теперь возведите эту жесткость в энную степень и получите женщину-водителя.
— То есть, если ваша невестка или подруга выберет такую же работу, будете отговаривать?
— Я бы никому не советовала. Не только женщинам, но и мужчинам. Мой сын хотел, я была категорически против. Это очень тяжелая работа, и всякое может на дорогах случиться.
— Извините за не очень деликатный вопрос. Вот вы на встречу пришли очень нарядная, но, наверное, обычно носите что-то другое?
— Не угадали. Я ношу только яркие вещи. Белый и красный — мои любимые цвета. Практически не вылезаю из брюк — на линию ведь в платье не выйдешь. Но вот недавно у меня был заказ – свадебное такси. Целый день катала невесту то в парк, то в салон, то из одного зала в другой. Мою машину украсили цветами, и я по торжественному случаю решила, что надену платье — ведь праздник у людей, радость, хотелось соответствовать.
Джамсият Магомедова