В Дагестане знают Саида Ибрагимовича Габиева (1882 – 1963 г.) как замечательного поэта, публициста, философа и общественно-политического деятеля.
Его многогранная деятельность сыграла поистине большую роль в развитии духовной культуры горцев, В пробуждении их политического сознания, в борьбе за утверждение советской власти и социалистическое преобразование Дагестана, Северного Кавказа и Закавказья. В личности Саида особенно ярко проявилась несгибаемая воля, целеустремленность и широкая эрудиция. Эти особенности характера во многом предопределили необычайное богатство и разнообразие его творческого наследия. Автор данной статьи получил возможность первым ознакомиться с дневниками, письмами и другими материалами юношеских лет Саида Габиева. Интересными для читателей молодежной газеты представляются социальные и нравственные взгляды Саида.
Его дневник гимназических лет (1898 — 1904) открывается словами высокого нравственного пафоса, которые звучат как клятва: "Мой долг по отношению к людям вообще — отдать все собранные во мне силы общечеловеческому долгу, достижению общей жизненной цели. Мой долг по отношению к семье и близким – содействовать развитию в них добра и любви и направлять свое потомство к наибольшему совершенствованию. Мой долг по отношению к себе самому – развивать и доводить до совершенства все полезные силы в себе, беречь как себя, так и полученные даром душевные богатства для того, чтобы отдать их опять другим людям, но в лучшем и обработанном виде – людям, от которых я получил на свой удел эти сокровища, доставляющие мне радость и счастье».
Здесь выражено нравственное кредо юноши, программа устремлений, в высшей степени возвышенных и благородных. Все свои силы и способности он хочет посвятить общему делу, общей цели. Более того, Габиев считает необходимым совершенствовать себя, свои дарования, чтобы более эффективно служить народу, его целям. Таким образом, Саид подчиняет личное и семейное общим интересам, так как убежден, что личное и семейное счастье неотделимы от счастья и благополучия всего народа. Вместе с тем нравственные идеалы юноши недостаточно конкретны.
В дневнике резко и многократно осуждается современная ему социальная действительность: «Этот злобный и несчастный мир суеты. Ох как тяжела судьба». Здесь же: «Сегодня тоже вокруг тебя нищета и неправда, угнетение и рабство, унижение и оскорбление, и завтра тоже. Так лучше умереть, чем жить». Но он быстро преодолевает пессимизм: «Не забудь же, Саид, что твоим священным долгом является всегда: вперед, вперед на борьбу за дальнее сияние зари, блеснувшей во тьме ночной».
Саид еще в гимназические годы мечтал заняться помимо учебы чем-то другим, более важным. В записях в дневнике 1898 г. пишет, что он учится страдать за людей, которые находятся в оковах:
«Надежда не гаснет, настанет время,
Во прах разлетятся кольца цепей,
И бросят оковы, тяжелое бремя.
Учусь я с улыбкой страдать».
Далее:
«Люди устанут в жестокой борьбе
За телец золотой умирать,
Будут о счастье общем вещать».
В материалах того времени шестнадцатилетний Саид еще не ставит вопроса о том, как должны быть сброшены оковы, не говорит о своей готовности к борьбе за освобождение народа. Но важно то, что он на стороне последнего и готов страдать за него. Из записей марта 1902 года видно: юноша выражает уверенность в том, что «вскоре, как маяк, подточенный грозными прибоями волн, свергнется в прах престол державного монарха». Так, Саид впервые заговорил о неизбежности народной революции и насильственного свержения царизма, но еще не определил своего места в этой революции. Юноша мучительно думает ночами над этой проблемой. «Быть простым и равнодушным зрителем всего, что происходит на моих глазах, я не могу», — пишет он.
В записях, сделанных несколькими днями позже того же 1902 года, Габиев считает своим назначением и долгом бороться за счастье людей: «Я не осветил еще могучим факелом поэзии родную страну, не вдохновил в груди родного народа струи живительной влаги, не воспламенил их сердца огнем негодования против оков рабства, унижения, оскорбления, неправды и тьмы». Аналогичную мысль высказывает он и в стихах, написанных в период учебы в Ставропольской гимназии, в 1903 году:
«И голос призыва, любви и добра
Звучать мне будет – весной,
И буду я верить, бороться, любить
Подавленных горем людей.
И песни могучих страданий творить
Под звуки кандальных цепей».
Запись в дневнике 1904 г. говорит о том, что он чувствовал приближение революции 1905 — 1907 годов и связывал с ней свержение царизма. Саид принял участие в баррикадных боях на Конюшенной улице совместно с путиловскими рабочими 10 января 1905 года.
В дневнике много записей, характеризующих его нравственные требования по вопросам взаимоотношений между людьми. Он не терпит грубости и бестактности, эгоизма и индивидуализма. По его мнению, эти отрицательные черты характера несовместимы с нравственностью человека, тем более — педагога и воспитателя.
Однако среди воспитателей Ставропольской гимназии были, по его словам, носители этих отвратительных черт. «Первая горечь в мою душу, — пишет он, — была влита воспитателем Хмыловым… в нем не было ни капли жалости и гуманности». Особо отвратительным считает он поведение тех, кто вел себя высокомерно по отношению к учащимся и лебизил перед начальством. Чтобы угодить начальству и выслужиться, некоторые воспитатели, по его словам, опускались до роли полицейских ищеек. Вообще, в гимназии стремились унизить достоинство и гордость в юношах. Вместе с тем он понимал, что другого воспитания в царских школах дать не могут. Габиев придавал особое значение свободе и самостоятельности в развитии личности. В гимназии же, по его словам, существовал нестерпимый, затхлый режим, «построенный на рабских началах убивания в людях их личности – режим толстовского классицизма с опекой жандармско-полицейского самодержавного кнута и произвола». «Но эта продуманная система подавления личного «Я», — пишет он, — не приносила плоды. Ни карцеры, ни их угрозы… не могли убить во мне моего гордого «Я», полученного мною по наследству от предков». По словам самого мыслителя, он был до болезненности щепетилен к вопросам свободы мысли и действий.
В тот период юношеского максимализма Габиев много мечтал о подвиге: «Мне так сильно хочется приняться за что-либо серьезное, создать что-нибудь оригинальное. Моя могучая неудержимая фантазия с неимоверной быстротой мчится вдаль, рвется на волю». И самый высокий пример героизма он усматривает в индивидуальном терроре: «Героические подвиги товарищей–террористов так действуют на меня, что я с каждым таким актом делаюсь добрее и здоровее как духовно, так и физически». Но он недолго придерживается этих позиций. Кратковременное увлечение народническими идеями такой романтической личности, как Габиев, объяснимо.
В дневниках и в ряде писем того времени он поднимает вопрос о любви и браке. Любовь, по его мнению, это не мимолетное, эфемерное увлечение, это не столько физиологическое чувство, сколько духовная, внутренняя близость, самое серьезное и святое отношение, возникшее на разумной почве. Любовь — дело личное, интимное, в которое общество не может грубо вмешиваться. «Любовь должна быть свободной от всяких общественных оков, от всякого принуждения, чтобы она могла развиваться во всей своей красе…» Представляют интерес слова юноши о том, что настоящая любовь несовместима с эгоизмом. «Настоящая любовь, — пишет он, — не ищет счастья для себя, а стремится дать его другому». По его словам, радость любви особо ощутима, с ней не может сравниться никакая другая.
Рассматривая вопрос о нравственном кодексе горцев, он отмечает, что многие нормы устарели, не отвечают требованиям времени. Новое поколение горцев не может слепо следовать ему, необходимо провозгласить «другое начало», осуществление которого нужно начать с себя. Первым непременным условием при этом является подчинение эмоций и чувств холодному рассудку. В общей форме суть нового начала в нравственности, по словам юноши, сводится к тому, чтобы «отбросить все старое, ненужное, пойти на борьбу за идеалы человечества». И практическое понимание нового нравственного начала Габиев вкладывает позднее в уста Джейрана – героя его неоконченной повести «В народ», который отрицает в беседе с другой героиней Волховской, что он учится ради получения хорошего места, увлекается революционной борьбой, следуя моде времени, и т. п. Джейран заявляет, что делает это во имя человечества. Он убежден в необходимости хорошего образования и идейной закалки для революционеров. «Скорее бы исполнить свой долг и назначение, и умереть было бы не страшно. Счастлив тот, кто умирает с полным сознанием исполненного долга перед человечеством», — пишет юноша.
Интересно отметить, что юный Габиев понимал связь политических идеалов с нравственностью. Он прямо подчеркивает, что «без глубокого нравственного чувства великие мысли не могут осуществиться на деле». По его мнению, великие идеи должны быть не только осознаны, но и восприняты сердцем. Только тогда, когда овладевают сердцем, станут родными и близкими, идеи приобретают особую мобилизующую силу.
Габиев был горячим патриотом не только Дагестана, но и всей России. Он постоянно призывал горцев и всех мусульман отдать все свои силы, знания и талант ее процветанию. Еще юношей заявляет о своей готовности пожертвовать собой ради нее. Гимназист пишет в дневнике, что «человек любит родину, но не только сильную и богатую, но и слабую, бедную и несчастную». Таким он считал Дагестан. Позже, в период издания газет в Петербурге, он посвящает специальную статью Дагестану, где провозглашает: «Да, я безумно люблю этот край, и на все жертвы готов ради блага, ради возрождения его. Тот, кто не любит свою отчизну и народ, кто не плачет и не радуется вместе с ним, в чьем сердце не отзываются стоном его страдания, тот не гражданин, тот не сын своего народа, своей страны».
У него есть много стихов, воспевающих героизм благородность горцев, красоту гор. Но дело не в стихах и высказываниях, а в том, что он действительно любил родину и стремился благотворно влиять на других.
Габиев обращался к выпускникам средних учебных заведений и центральных вузов с призывом «помнить и служить своему бедному родному краю – Дагестану, который зовет вас всех, счастливцев, выбравшихся к свету, на помощь к себе, во всеоружии знаний и любви». Он часто повторяет, что долг интеллигенции — быть с народом, служить ему. Самым страшным несчастьем он считает быть непонятым народом, находиться в разладе с ним. По его мнению, путь к достижению счастья народа, безусловно, тернистый, на нем неизбежны жертвы. И только тот должен включиться в борьбу, кто не ведает страха и готов идти на жертву. Наш герой считает преступлением, что дагестанцы не проявляют достаточной активности в усвоении науки и техники, в переоценке религиозных ценностей.
Во времена отцов патриотизм состоял в героической борьбе с оружием в руках. «Мы же заменим таковое пером и книгой, молотом и наковальней, плугом и косой, миром и братским единением».
Таким образом, Габиев понял изменение исторических условий жизни и вместе с ними идеалов национальной гордости. И эти изменения он усматривает в том, что Дагестан навсегда связан с Россией и в силу этого избавлен от необходимости с оружием в руках бороться с иноземными захватчиками.
Идеи всемирного братства отражены в дневниках и стихах юношеских лет. Так, в стихотворении «Желание», написанном в 1903 году, сказано:
Хотелось бы верить в дни светлой победы,
в дни равенства и братства людей,
В дни, когда мирно народы Вселенной
Сольются как с морем ручьи
И дружным усилием людей отовсюду
Низвергнется пошлый ваал.
Мир, благо и братство наступят повсюду,
Желанной зари идеал.
Можно сказать, что данные идеи во многом утопичны даже в наши дни. Но от этого они не становятся менее значимыми. Лучшие люди прошлого мечтали об этом времени.
Как видно, социальные и нравственные идеалы юного Саида выражают мечты и чаяния трудовых масс. Себя и свое счастье он органически связывает, даже подчиняет интересам народа. В этом главное общественное значение идей и мыслей молодого Габиева. Не только в юности, но и в последующие годы в его идеалах и мировоззрении встречаются утопические иллюзии. Но неоспоримо то, что он был яркой личностью, в которой сочетались несгибаемая воля, целеустремленность и широкая эрудиция.
Магомед Абдуллаев,
профессор
2 Comments
navruzov29amir@mail.ru
класс
navruzov29amir@mail.ru
всё очень круто . и классно