В начале 90-х годов прошлого столетия хасавюртовцы держали экзамен на прочность интернациональных уз. Обострение общественно-политической ситуации в городе и районе во многом обусловливалось проявлением межнациональных конфликтов, особенно в связи с событиями в Казбековском районе, где столкнулись интересы репрессированных в феврале 1944 года чеченцев-аккинцев, требующих восстановления исконно своего Ауховского района, депортированных аварцев-алмакцев и лакцев, проживающих в Хасавюртовском регионе.
Ситуация была накалена настолько, что парламентарии Дагестана вынуждены были обратиться к руководству Верховного Совета РСФСР с настоятельной просьбой принять участие в стабилизации назревающего конфликта. Просьба возымела действие. 24 сентября 1991 года специальным авиарейсом в Махачкалу прибыли исполняющий обязанности председателя Верховного Совета Российской Федерации Руслан Хасбулатов и председатель Совета национальностей этого ведомства Рамазан Абдулатипов (нынешний Глава Дагестана!).
Почти десять часов вместе с руководством республики в Дылыме они вели переговоры между конфликтующими сторонами, в результате чего родился Протокол согласительной встречи, после подписания которого в двенадцатом часу ночи Хасбулатов, Абдулатипов и председатель Госсовета РД Магомедали Магомедов побывали в селениях Ленинаул и Калининаул, где ознакомили жителей с принятым документом, разъяснили его историческую значимость для судеб региона и республики в целом, заверили, что окажут финансовую и материальную помощь для восстановления исторической справедливости, сочетая при этом интересы всех народов, втянутых в конфликтную ситуацию. Но она не улучшилась.
Надежды репрессированных и депортированных связывались с очередным Съездом народов Дагестана, который состоялся 13 ноября 1992 года, но и он не внёс существенного вклада в стабилизацию политической ситуации в республике и межнациональных отношений.
Конечно, можно было бы сделать скидку на обстановку 90-х годов, связанную с десоветизацией органов власти, положившей начало распаду Российской Федерации, обострению отношений стран СНГ, новому витку межнациональных конфликтов, росту преступности, социальной, нравственной и духовной деградации.
Ситуацию усугубляли события в соседних регионах и других горячих точках. Осень 1992 года окрасилась кровью сотен осетин и ингушей. Конец декабря 1994-го привёл в Ичкерии к братоубийственной войне, стыдливо именуемой российскими политиками и генералами контртеррористической операцией по наведению конституционного порядка.
Словом, недосуг было заниматься проблемами репрессированных, депортированных и прочих, считающих себя ущемлёнными. Между тем, казалось, что расселять людей по национальным квартирам вынуждала власть, прикрываясь лозунгами о дружбе и братстве, которые действительно существовали только не в государственном масштабе, а на семейном уровне.
Показателен пример тухума нашего земляка, воспитанника хасавюртовского интерната горцев, выпускника Ростовского института народного хозяйства, внесшего существенный вклад в социально-экономическое развитие не только Хасавюрта, но и всей республики, сына двух народов — чеченского и кумыкского – Гаджимурада Биймурзаева, сыновья которого, создав собственные семьи, превратили свой тухум в созвездие наций, представляющее Дагестан в миниатюре.
Отец Гаджимурада, кумык Гаджи Сайпутдинович, в военные и послевоенные годы работал в органах НКВД по Хасавюртовскому району. Старшее поколение чекистов помнит его как отважного, мужественного борца с бандитизмом, не раз подвергавшего свою жизнь смертельной опасности. Эта опасность подстерегала его и когда он согласился занять пост участкового селения Акташаух, хотя два его предшественника были убиты. Но Гаджи уцелел благодаря своей супруге, чеченке Яхе, уроженке Ножайюртовского района. Однако и он не остался в долгу перед супругой: из всех сосланных в Киргизию её родственников лишь она осталась в селе, как жена дагестанца.
Кстати, интересно складывалась судьба родственников Гаджимурада и Яхи. Вот как рассказывает о ней Диана Серегина, автор статьи «Хинкал по-чеченски — жижиггалнаш», опубликованной в газете «Дагестанская правда».
Мать Яхи звали Язлы, отец Язлы — Алибий в звании полковника служил в царской армии в Санкт-Петербурге. После отставки Алибию, как и другим офицерам, была предложена земля в Подмосковье для обустройства и проживания, но Алибий выбрал родное село Карланюрт, где ему были выделены несколько десятин земли, а кроме того еще и адъютант. Женат Алибий был 12 раз, у него родилось 13 детей.
Мысль дать статье столь интригующий заголовок к Диане Серегиной пришла после встречи с Гаджимурадом Гаджиевичем, который в беседе с ней обронил такую фразу: «Национальные отличия в своей семье никогда не чувствовал, а сейчас — тем более: вера одна — мусульманская, и праздники одни. Хотя небольшое отличие все же есть: стол не обходится без чеченского хинкала — жижиггалнаш».
А семья у Гаджимурада — дай Аллах каждому! Одних сыновей пятеро, куча внуков, в венах которых кумыкская и чеченская кровь смешана с кровью других народов многоязычного Дагестана. И что примечательно: именно это обстоятельство берегло и до сих пор бережёт тухум Биймурзаевых. Видно, прав был нынешний Глава республики Рамазан Абдулатипов, когда изрёк, что единство Дагестана в его многообразии. Возможно, эта фраза достойна занять первую строчку в мировом рейтинге мудрых изречений. Но мне представляется, нельзя объяснять сплоченность любой семьи только её национальным составом. Это в советские времена партократы, курирующие местную прессу, науськивали журналистов в обязательном порядке успехи, к примеру, бригады коммунистического труда относить на счёт её национального многообразия.
Так власть старалась возродить единство многоликой хасавюртовской семьи, возможно, даже осознавая, что, насаждаемое силовыми методами, оно обречено на погибель.
Думаю, несмотря на очевидную роль властных структур и средств массовой информации, формирование единого здорового гражданского общества зависит главным образом от самих людей, если они наделены мудростью своих предков, терпением, милосердием, добротой и человечностью.
Именно эти качества позволили хасавюртовцам осенью 1999 года сплотиться воедино и дать отпор агрессорам, вторгшимся из Чечни на дагестанскую землю. Конечно, успех в немалой степени был обусловлен усилиями местных властных структур во главе с мэром города Сайгидпашой Умахановым, который сумел оперативно организовать многотысячное ополчение, вооружить его, задействовать весь арсенал идеологического оружия на отражение агрессии.
Но все-таки основным оружием явились люди, объединившиеся в одну семью, представители всех наций и народностей, не исключая чеченцев, на которых агрессоры возлагали большие надежды, считая их ущемлёнными государством и властью. Но вайнахи оказались в одном строю с ополченцами и, проявляя мужество и не навязанные сверху патриотизм и интернационализм, защищали дагестанскую землю от незваных пришельцев.
В силу пятой графы анкеты я, хотя и проживаю в национальной республике более 70 лет, не могу, да и не имею морального права давать какие-либо советы по поводу государственного обустройства и межнациональных отношений, тем более, критиковать их. Просто мне кажется, если бы те, от которых зависит судьба репрессированных и депортированных народов, обладали качествами многонационального тухума Биймурзаевых и руководствовались в помыслах и делах законом и моралью, справедливостью и добротой, все проблемы нашли бы логическое завершение.
Но в будущее хочется смотреть с оптимизмом. Может быть, и придёт день, когда в гостеприимном доме Гаджимурада Гаджиевича, что прописался в Махачкалинском садоводческом обществе «Искра», соберутся за одним столом с дымящимся жижиггалнаш кумыки, чеченцы, аварцы, лакцы и другие представители его рода, представляющего Дагестан в миниатюре, и поднимут тост за нерушимое единство.
Ну, а пока несколько слов о том, какой след на дагестанской земле оставил тухум Биймурзаевых. Его дедушка до Октябрьской революции был довольно состоятельным человеком, владел земельными угодьями между селениями Османюрт и Кандаураул, занимался фермерством, не отказывал в помощи нуждающимся, подавал пример искреннего служения Аллаху. После того, как он одним из первых в округе побывал в Мекке, куда, между прочим, добирался на верблюде, его стали именовать Биймурза-Гъажи.
Вспоминая о своей матери, Гаджимурад подчеркнул, что она не знала русского языка, говорила только на чеченском и кумыкском, и, как истинная горянка, без платка на улице не показывалась. Отец Гаджимурада Гаджи всю жизнь утверждал порядок и спокойствие буквой закона. Работая участковым, делал это он не только в Хасавюрте и Акташаухе, но и в Эндирее, Бамматюрте, Боташюрте, Кандаурауле, Яхсае и других селах Хасавюртовского района. В годы Великой Отечественной войны охранял от диверсантов строящийся в Каспийске секретный оружейный завод, а в Махачкале — здания ФСБ и МВД.
Неоспоримы заслуги и главы сегодняшнего семейства Биймурзаевых Гаджимурада Гаджиевича и как хозяйственника, и как партийного работника, и как общественно-политического деятеля. Будучи ревизором-контролером КРУ, заведующим хасавюртовским горфинотделом, промышленно-транспортным отделом горкома КПСС, инструктором и завотделом обкома партии, начальником управлений Госстраха и машиностроительного и химического комплекса Минпромторга РД, генеральным директором фирмы «Росгосстрах — Дагестан», на всех постах он проявлял себя профессионалом высокого уровня и талантливым организатором.
А вот как представлял его в качестве кандидата в депутаты Народного Собрания РД его доверенное лицо, доктор геолого-минералогических наук, лауреат государственной премии «Выдающимся учёным России» А. Батырмурзаев: «Гаджимурад честен, добросовестен, принципиален, трудолюбив, отличный семьянин, душевный и отзывчивый товарищ. Главное направление его предвыборной платформы: крепить интернациональное единство и дружбу народов». Кстати, эта благородная задача была темой его многочисленных выступлений на собраниях хозяйственного актива Дагтрансуправления, Махачкалинского отделения железной дороги, «Дагавтодора», «Дагнефтепровода», Махачкалинского морского порта и других организаций республики.
И что примечательно. Когда в 2007 году формировалась Общественная палата РД для обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной и муниципальной власти, к Президенту РД Муху Алиеву обращались с просьбами включить в её состав Гаджимурада Гаджиевича Биймурзаева, как представителя и кумыкского, и чеченского народов. Вот такое признание, явившееся данью не только его интернационализму, но и способности мыслить государственными масштабами и предвидеть перспективу.
Двадцать лет назад, выступая по Дагестанскому телевидению перед избирателями, Гаджимурад Гаджиевич, в частности, говорил: «Новому парламенту необходимо сосредоточить основное внимание на разработке законов и других актов, направленных на подъем экономики, открытие новых рабочих мест, улучшение жизненного уровня населения, борьбу с преступностью, а главное — укрепление дружбы между народами республики, повышение ответственности должностных лиц за порученный участок работы. Без решения этих вопросов все наши намерения и обещания избирателям останутся на бумаге».
Согласитесь, эти суждения двадцатилетней давности не потеряли актуальности и в наши дни, и, как и тогда, Гаджимурад считает главным условием формирования здорового гражданского общества межнациональное и межконфессиональное единство народов Дагестана, чему, по его мнению, в немалой степени способствуют межнациональные браки. И в этом отношении Гаджимурад Гаджиевич подаёт пример. У него пять сыновей, которые работают экономистами, в налоговой инспекции, в службе судебных приставов, банковской системе и в Министерстве экологии. Биярслан женат на аварке, Руслан — на ногайке, Нариман — на лезгинке, Арслан — на кумычке, названный в честь деда Гаджи пока учится.
У Гаджимурада 15 внуков. Как сложится их судьба, рано загадывать. Но если они последуют примеру своих предков, а за ними близкие и далёкие соседи, Дагестан будет процветать в созвездии братских республик России, и в нем никогда не будет ни репрессированных, ни депортированных.
Владимир ЯРМОЛЕНКО