Следственное управление СКР по Дагестану в третий раз отказало в возбуждении уголовного дела в отношении бывшего начальника ОВД по Шамильскому району Ибрагима Алиева по признакам халатности и служебного подлога, сообщил «Молодежке» адвокат Джамбулат Гасанов, представляющий Муртазаали Гасангусенова, отца убитых в 2016 году братьев-пастухов Гасангусейна и Наби.
«На прошлой неделе мы подали жалобу на второй отказ следователя Заирхана Харбилова, датированный 7 марта. Вчера судья прекратила рассмотрение жалобы, потому что прокуратура, как и в прошлый раз, отменила отказ следователя. Но в прошлый раз об отмене отказа мы узнали сразу, по ходу судебного процесса. А в этот раз такое постановление было выпущено еще в мае и доведено до следователя Заирхана Харбилова. Но он, вопреки законодательству, не ознакомил нас с ним. Более того, 29 июня он инициировал третий отказ в возбуждении уголовного дела, который мы получили три дня назад», – рассказал Гасанов.
По его словам, текст третьего постановления об отказе в возбуждении дела абсолютно идентичен второму за исключением одного абзаца, который не содержит важной информации.
«То есть следствие таким образом заняло выжидательную позицию. Авось мы не станем подавать жалобу на второй отказ, тогда и про третий отказ можно не сообщать и все потихоньку рассосется. Ну а если подадим, что нами и было сделано, то у следствия все наготове – и постановление прокуратуры об отмене второго отказа, и непосредственно третий отказ», – считает Гасанов.
Он рассказал, что второй представитель отца убитых братьев, юрист правозащитного центра «Комитет против пыток» Абубакар Янгулбаев будет обжаловать последний отказ следствия. Сам Янгулбаев сообщил об этом вчера же на своей странице в Facebook. При необходимости представители Гасангусенова готовы обратиться в Главное следственное управление СКР по СКФО, чтобы его жалобу взяли под контроль.
Свое требование возбудить уголовное дело в отношении бывшего начальника ОВД по Шамильскому району Муртазаали Гасангусенов мотивирует тем, что после убийства его сыновей в оперативную сводку отдела была внесена ложная информация. Полицейские сообщили, что братья якобы первыми открыли стрельбу по сотрудникам правоохранительных органов и были убиты ответным огнем.
Братья Наби и Гасангусейн были убиты у селения Гоор-Хиндах Шамильского района 23 августа 2016 года, когда возвращались домой после выпаса скота. Правоохранительные органы в тот же день сообщили, что убитые были членами «шамильской» бандгруппы, а при них были обнаружены автоматы Калашникова и боеприпасы к ним. По данному факту было возбуждено уголовное дело по ст. 222 («Посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов») и ст. 317 («Незаконное хранение и ношение оружия») УК РФ.
Родственники и односельчане убитых сразу заявили, что силовики ошибочно приняли братьев за участников НВФ, а потом подбросили им оружие. В последующем уголовное дело было прекращено, а в 2017 году возбуждено новое по ст. 105 («Убийство») УК РФ, согласно материалам которого братья были убиты неустановленными лицами, а их отец признавался потерпевшим.
В апреле 2018 года прокурор Дагестана Денис Попов заявил, что уголовное дело в отношении братьев Гасангусеновых было возбуждено из-за недостоверной информации, которую предоставил и. о. начальника отдела полиции по Шамильскому району Ибрагим Алиев. Он потребовал от следственных органов дать оценку действиям полицейского.
В октябре того же года уголовное дело по факту убийства братьев Гасангусеновых было передано в центральный аппарат Следственного комитета РФ для дальнейшего расследования.
В декабре президент России Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции, отвечая на вопрос журналиста ГТРК «Дагестан» Елены Еськиной об убийстве братьев, сказал, что впервые слышит об этом инциденте, и поручил руководителю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину взять расследование под контроль.
В январе 2019 года глава Дагестана Владимир Васильев в интервью газете «Новое дело» назвал инцидент с убийством братьев трагической ошибкой. «Да, произошла трагическая случайность, погибли дети. Но кто эти мальчишки-собровцы? Кто они? Тоже дети же, оказавшиеся в очень сложной ситуации. Уверен, они искренне не понимали, что это пастухи. А может, — не пастухи? Ночь, горы, нервы на пределе. И началось…» – сказал тогда Васильев. Он добавил, что квалифицировать произошедшее как умышленное убийство — такая же несправедливость, как первоначальная версия о принадлежности убитых братьев к боевикам.
Все это время отец братьев Муртазаали Гасангусенов неоднократно выходил на одиночные акции протеста в Махачкале, встречался с руководителями прокуратуры Дагестана и Следственного управления СКР по республике.
В марте этого года министерство юстиции Дагестана отказало Гасангусенову в проведении митинга в Махачкале в парке им. 50-летия Октября. Поводом для отказа стала информация от правоохранительных органов о том, что при проведении публичных мероприятий с критикой их действий из-за особого психологического настроя участников и возможных просчетов организаторов создаются предпосылки для групповых нарушений общественного порядка и безопасности. Кроме того, по уверению силовиков, была вероятность совершения диверсий и терактов в общественных местах и местах массового скопления людей «в планируемую для митинга дату».
Отдел новостей «МД»
Читайте также В Ахтынском районе арестован участковый инспектор полиции
«Молодежка» в Telegram: https://t.me/molodejka05
«Молодежка» в Instagram: https://instagram.com/mdgazeta
«Молодежка» в Facebook: https://www.facebook.com/mdgazeta/
«Молодежка» в VK: https://vk.com/md_gazeta