Дагестанка Барият Мирзаалиева уже во второй раз возвращается с открытого чемпионата Кабардино-Балкарии по стрельбе из лука с золотой наградой. Примечательно, что этим видом спорта она занимается всего год. «А прилично стреляю – и того меньше», — добавляет сама спортсменка. В интервью «МД» Барият рассказала о том, что победа над конкретным соперником может быть важнее золота, а стрельба из лука — изменить жизнь.
— Такой результат – это отсутствие конкуренции там или хорошая подготовка здесь?
— В прошлом году конкуренции действительно не было, так что золото досталось сравнительно легко. А вот на минувшем чемпионате среди моих соперниц была чемпион страны и серебряный призер чемпионата мира. Я, видимо, случайно ее выиграла (смеется).
— С большим перевесом?
— Нет, мы вровень шли, счет был 5:5. Так что все решила последняя стрела: моя соперница попала в «семь», я в «девять». В итоге первое место досталось мне.
— Вы были удивлены такому успеху?
— Да, я рассчитывала на второе место, даже не думала, что смогу обыграть такую титулованную соперницу. Я была уверена, что проиграю ей, и до сих пор в шоке, что смогла победить.
— А что для вас важнее: золотая медаль или победа над таким титулованным конкурентом?
— Конечно, победа над этой соперницей.
— Как думаете, после того, как вы смогли оставить позади серебряного призера мира, на вас будут смотреть, как на основного фаворита любых соревнований?
— Вряд ли, мне еще нужно закреплять свой успех. Я пока не готова выступать на более серьезном уровне: на чемпионатах страны или, скажем, Европы. Там выступают спортсмены, которые занимаются по 5 — 10 лет. У них тренировки с утра до вечера, есть свои залы. А у нас… ну вот занимаемся в подтрибунном помещении стадиона «Труд». И то на птичьих правах.
— К какому соревнованию сейчас готовитесь?
— Ну, у нас ближайшее соревнование – это чемпионат России, он пройдет в конце февраля — начале марта, но я пока не уверена, что поеду на него. У меня лук очень тяжелый для этого соревнования, он, можно сказать, мужской. А там дистанция 18 метров. Для этой дистанции лук слишком тугой, я практически все силы трачу просто на то, чтобы его натянуть. На чемпионате Кабардино-Балкарии я еще справилась, но уровень чемпионата России, где конкуренция будет еще жестче, наверное, пока не потяну.
— Вы решили заняться стрельбой из лука год назад. Что заставило вас сделать этот шаг?
— Я где-то полгода ходила на регби и даже не думала, что когда-нибудь уйду из этого спорта в другой. Но один мой знакомый, тоже колясочник, видел, что у меня хорошие физические данные, и предложил заняться стрельбой из лука: мол, там перспектив больше, соревнования-то индивидуальные, а в регби – командная игра, тут многое зависит от партнеров по команде. Я сразу не повелась, мне нравилось заниматься регби, нравилась команда… но в конце концов, друг меня уговорил просто посетить тренировку. И когда я увидела лук, мишени, поняла, что это мое.
Но на тот момент не могла предположить, что будет так трудно. Как бы это прозаично ни звучало, всё уперлось в финансы.
— Слишком дорогой инвентарь?
— Да. В какой-то момент я даже думала бросить этот спорт, потому что у меня не было возможности приобрести все необходимое. Но выручила подруга: она нашла человека, который подарил мне лук. Я не могу сказать, кто это, потому что он просил не называть своего имени.
А вообще, это очень дорогой вид спорта, тут постоянно нужно покупать стрелы, они ломаются, наконечники застревают в мишенях, а каждая стрела стоит больше тысячи рублей. Хотелось бы, чтобы на нас обратили внимание какие-то спонсоры или государство поддержало. Понятно ведь, что деньги пойдут не в чьи-то карманы, а на инвентарь, чтобы ребята с ограниченными возможностями могли заниматься спортом. Надеюсь, когда-нибудь такой спонсор найдется.
— Что вам дал спорт?
— Я стала чувствовать себя гораздо живее. Познакомилась со множеством прекрасных людей, которые стали мои друзьями. Спорт многое изменил в моей жизни.
— Сейчас я задам не очень удобный вопрос: как вы оказались в инвалидной коляске?
— Это очень долгая и запутанная история. Но, в принципе, сводится она к тому, что я оказалась в таком положении из-за врачебной халатности.
— Врачи понесли наказание?
— Нет.
— Как долго вы приходили в себя после этого случая?
— Очень долго. Я в таком положении 14 лет, и 13 из них я не садилась в коляску. Стеснялась. Мне казалось, что если сяду в коляску, психологически сломаюсь, признаю, что я — инвалид, и опущу руки. В такой ситуации мне больше всего помогли родные и близкие: если бы не они, я бы никогда не узнала ни о регби, ни о стрельбе из лука. Пришла в зал, и моя жизнь изменилась: я увидела людей в таком же положении. Увидела, что они смогли сохранить жизнерадостность и оптимизм, и поняла, что я могу так же. Мне это очень помогло.
— Что можете посоветовать людям, которые оказались в таком же положении, как вы?
— Не сидеть дома. Это самая моя большая ошибка, что я целых 13 лет просидела дома. Если бы все это время стреляла, мои результаты уже были бы гораздо лучше.
— Да все ваши результаты еще впереди.
— Будем в это верить (улыбается).