Защитники журналиста рассказали, как движется судебный процесс над ним
Сегодня в редакции газеты «Черновик» состоялась пресс-конференция, посвященная 900 дням пребывания журналиста издания Абдулмумина Гаджиева под стражей.
Напомним, редактор отдела «Религия» общественно-политического еженедельника «Черновик» был задержан в июне 2019 года. Позже ему были предъявлены обвинения в участии в деятельности террористической организации и финансировании терроризма. Сам он вину не признает. В невиновности Гаджиева уверены и его коллеги.
Главный редактор «Черновика» Маирбек Агаев и адвокат обвиняемого Арсен Шабанов рассказали о том, как идет судебный процесс по этому делу.
Последнее судебное заседание по делу Гаджиева состоялось в конце октября. Следующее намечено на 2 декабря. Такой большой перерыв, по информации защитника Гаджиева, связан с тем, что судьи, ведущие дело, уходили в отпуск.
«Сейчас идет допрос свидетелей, которых представила сторона обвинения. Половина свидетелей допрошены. Пока в суд не приходил свидетель, который сообщил бы сведения, указывающие на причастность Гаджиева к совершению преступлений, в которых он обвиняется. В принципе, не было их и на предварительном следствии», – рассказал Шабанов.
Адвокат отметил, что не видит в деле ключевых свидетелей стороны обвинения.
«Они там все одинаковые. Никто из них конкретных сведений о виновности Гаджиева представить не может. Малоосведомленные, ничего по делу практически не знают. Большинство свидетелей большую часть своего времени тратят на то, чтобы доказывать виновность Ахмеднабиева (Исраил Ахмеднабиев, больше известный как Абу Умар Саситлинский, исламский проповедник, с которым Гаджиев записывал интервью и якобы побуждал читателей жертвовать деньги в благотворительные фонды Ахмеднабиева. Последний объявлен в розыск по делу о терроризме. – «МД»). Хотя сейчас судить на данном заседании о виновности Ахмеднабиева никто не может, поскольку сам он в суде не участвует. Свидетели обвинения только о нем и рассказывают. Про обвиняемых они практически ничего не знают», – подчеркнул Шабанов.
Он рассказал, что в основном всех свидетелей допрашивают в Махачкалинском гарнизонном военном суде посредством видео-конференц-связи и им не нужно приезжать в Ростов-на-Дону для дачи показаний.
Коллеги Гаджиева поинтересовались у защитника, с чем он связывает то, что на последнем заседании прокурор ходатайствовал о том, чтобы порядка десяти свидетелей не допрашивали в суде, а просто озвучили протоколы их показаний. Со слов гособвинителя, невозможно установить местонахождение свидетелей, хотя журналисты «Черновика» выяснили, что как минимум двое из десяти находятся в местах лишения свободы.
«Я могу только высказать нашу позицию с оглашением показаний: мы не согласны, – сказал Шабанов. – Нам необходимо, чтобы свидетели непосредственно присутствовали в суде, потому что у нас к ним есть конкретные вопросы. Если просто оглашать показания, то будет нарушено право обвиняемых допрашивать свидетелей, дающих показания против них. Это основополагающее право, которое предусмотрено Конвенцией о защите прав человека. Если всем известно местонахождение свидетеля, а прокурор утверждает, что установить его он не может, это говорит о том, что не было предпринято никаких мер вовсе для установления их местонахождения».
На вопрос о том, есть ли у стороны защиты свидетели, Арсен Шабанов ответил уклончиво: «У нас подготовлено множество доказательств. Но сейчас пока их озвучивать не могу».
По его мнению, судебный процесс движется неплохо: «Дело идет относительно неплохо, рассматривается еженедельно, хотя бы одного-двух свидетелей допрашиваем. По моей оценке, <процесс займет> еще месяца три-четыре, если не затянется».
Нечеткие формулировки обвинения, отказ суда в допуске общественного защитника, отсутствие доказательств вины Гаджиева, по мнению его адвоката, и другие недочеты – может ли все это указывать на то, что дело развалится?
«Дела о терроризме – всегда банальные, – считает Шабанов. – Бывает определенная группировка, которая объединилась, вооружилась и планировала или же совершила преступление террористической направленности. Здесь же у нас такое экзотическое обвинение – что человек посредством журналистской деятельности, то есть общественно полезного дела, писал статьи в газету, брал интервью, занимался своей профессиональной деятельностью, ни разу не запрещенной, и посредством своей деятельности совершил террористическое преступление, по мнению органов расследования. Такого никогда я не видел и не нашел другой судебной практики, чтобы люди подобным образом организовывали финансирование терроризма и совершали преступления. Сейчас говорить, разваливается дело или нет, – невозможно. В любое время может прийти свидетель, который даст такие показания, которых может быть достаточно для вынесения обвинительного приговора. Сейчас такого нет».
Уже два года коллеги Абдулмумина Гаджиева каждый понедельник выходят на пикеты в центре Махачкалы. Они требуют прекращения, по их мнению, абсурдного уголовного дела и освобождения Гаджиева. Главред «Черновика» заверил, что они и дальше будут продолжать рассказывать об этом.
«Абдулмумин Гаджиев находится 900 дней и ночей в СИЗО по совершенно идиотским и надуманным обвинениям, об этом никто говорить не запрещает. Будем дальше сообщать и рассказывать о том, что происходит, широкой публике», – заявил Маирбек Агаев.
Анастасия Расулова
Читайте также Присяжные повторно оправдали обвиняемого в убийстве у ресторана «Викинг»