Специалист наркоконтроля – о пугающих тенденциях в дагестанском наркобизнесе
По данным наркоконтроля (управление по контролю за оборотом наркотиков МВД по Дагестану), в республике растет употребление особо опасных синтетических наркотиков мефедрона и N-метилэфедрона. Способствуют этому набирающие популярность сети закладчиков, нанимаемых наркодилерами для бесконтактного сбыта. Об их вербовке и других вызовах сегодняшнего дня в интервью «Молодежке» рассказал начальник 1-го отдела управления по контролю за оборотом наркотиков МВД по Дагестану подполковник полиции Омархаям Омаров.
Обманутые закладчики
– Судя по частоте упоминания в криминальной хронике, самая масштабная проблема в сфере наркопреступности сегодня – так называемые закладки. Это относительно новый вид распространения наркотиков. Как давно закладчики появились в Дагестане?
– Ситуация, связанная с бесконтактным сбытом наркотиков, сегодня в целом очень напряженная как в Дагестане, так и по России, странам ближнего зарубежья, СНГ. Это система, которую наркодилеры распространили по всему постсоветскому пространству. С помощью мессенджеров Telegram, Viber, WhatsApp, которые позволяют им в течение определенного времени оставаться законспирированными, зашифрованными, они облегчили себе задачу по распространению наркотиков. Делают крупные и мелкие тайники в разных частях республики. Сама иерархическая структура этих крупных наркогруппировок состоит из десятков человек. Зачастую организаторы этих «интернет-магазинов» находятся в центральных регионах России или где-нибудь за ее пределами. Они организовывают региональные преступные группы, в том числе у нас в республике, и на них работают уже наши земляки, завербованные ими через соцсети.
Курьеры завозят сюда определенную партию синтетических наркотиков, которую закапывают в тайник в каком-то условленном месте, после чего местные жители, нанятые на работу, забирают, расфасовывают более мелкими партиями и раскладывают для потребителей. Денежные средства наркодельцам, которые находятся далеко от нашей республики, поступают на счета в виде криптовалюты (биткоинов).
Эта система действует на территории нашей республики уже 3-4 года. Тенденция развивается, поэтому у нас в управлении создано подразделение по борьбе с распространением наркотиков в сфере сетевых ресурсов, да и все подразделения наркоконтроля сейчас занимаются именно этой проблемой, потому что на сегодняшний день она самая сложная. Сложная за счет новых технологий, мессенджеров, поэтому на оперативно-разыскные и технические мероприятия уходит много времени. Но успех в любом случае бывает: мы до них добираемся, задерживаем, в том числе за пределами республики, привозим сюда фигурантов, объединяем уголовные дела и т.д.
– Сколько таких преступлений удалось выявить в этом году?
– За десять месяцев текущего года органами внутренних дел по Дагестану выявлено 2413 преступлений, около 500 из них – это преступления, связанные с IT-технологиями, именно с бесконтактным распространением наркотиков. Эти лица попадаются или в ходе разработок, или выявляются патрульно-постовыми службами. Задержать могут случайно, что называется, «на земле», в ходе проведения профилактической работы.
– А сколько закладчиков за этот период было задержано?
– Более сотни человек – тех, кто так или иначе имел отношение к бесконтактному сбыту наркотиков. Это потребители, наркодельцы, закладчики и имеющие к ним отношение лица.
– Закладчикам ведь грозят большие сроки…
– Да, конечно. Вообще степень наказания в сфере незаконного оборота наркотиков зависит в первую очередь от состава преступления и количества реализованного или обнаруженного вещества. Закладчик, работая на тот или иной «интернет-магазин», осуществляет сбыт наркотиков, за который получает от 4 до 8 лет лишения свободы (это нижний порог) до пожизненного наказания – за распространение в особо крупном размере. Такие суровые меры наказания на сегодняшний день есть.
– По вашему опыту, кто эти люди, которые попадаются на закладках? В основном это лица, которые сами употребляют наркотики, или же те, кто хочет заработать на этом?
– Практика показывает, что разные люди бывают. Кто-то хочет заработать в силу своего неблагополучного материального положения, бывают лица, которые употребляют наркотики и им нужны большие дозы. Четкой статистики нет, но можно сказать, что их поровну.
Хотел бы подчеркнуть важный момент: всё моложе становятся вовлекаемые в наркобизнес – это уже ребята от 15 лет.
– После задержания они наверняка рассказывают, как начали этим заниматься?
– Я объясню, как это происходит. На «Авито», на стенах зданий в городах или где-то еще они распространяют объявления со ссылкой на сайт, через который можно устроиться на работу, и обещают высокие гонорары. Молодым людям, конечно, хочется заработать, их привлекают деньгами, дают поручение, берут их персональные данные, заносят к себе в базу, потом угрожают, что сольют их в правоохранительные органы, – так идет вербовочная работа, и ребята начинают совершать преступления. У наркодельцов есть служба безопасности, куратор, кадровик, целые структурные подразделения созданы.
– Вы, наверное, тоже видели видео, которое на днях распространилось в Сети. На нем осетинские закладчики присягают на верность своим «хозяевам», показывают на камеру свои паспорта и оскорбляют сотрудников правоохранительных органов.
– Это отлаженная схема – людей заставляют записывать компромат на себя. Сначала берут персональные данные, заставляют присягать им, а потом начинают шантажировать сливом этих данных правоохранительным органам либо каким-то гопникам, которые якобы придут и с ними расправятся. Угрозами они заставляют ребят работать и быть верными им, пока те не попадутся. По сути, для наркодельцов это расходный материал. До главарей дойти тяжело, потому что сначала нужно найти структурные подразделения, находящиеся здесь. Они все это понимают, и пушечное мясо, которое они здесь вербуют, идет в расход. Люди получают по 15-20 лет. В соцсетях, на встречах со студентами и на любых других профилактических мероприятиях мы это говорим, объясняем молодежи, чтобы они ни в коем случае не велись на эти уловки, не попадались на крючки наркодельцов через объявления, в которых предлагается высокая заработная плата. Нужно обязательно проконсультироваться со старшими либо обратиться к нам в правоохранительные органы. Нельзя сломя голову туда идти. На сегодняшний день это очень актуальная проблема.
– Эти объявления конспирируются под обычные? Как их распознать?
– Они пишут, к примеру: высокий заработок, 100 тысяч рублей в неделю, дают ссылку на сайте («Авито», к примеру), ты проходишь по ней, попадаешь в Telegram. Они хорошие психологи.
Ребята, которые не понимают, куда попали, интересуются, а что за работа. Им говорят: «Просто нужно взять спортивное питание, доставить его из пункта А в пункт Б, и всё, мы тебе за это дадим столько-то, но ни в коем случае не раскрывай условия нашей работы». Молодой человек, естественно, радуется, идет, делает. А потом они ему сообщают, что там якобы были наркотики, он совершил незаконную операцию с наркотическими средствами, у них теперь есть на него компромат и он отныне будет работать на них. Он дрожит от страха и начинает совершать преступления, пока не попадется.
– Помимо закладок какие еще самые распространенные преступления в Дагестане, связанные с незаконным оборотом наркотиков?
– Безусловно, у нас есть наиболее рейтинговые направления в работе. Это противодействие незаконным организованным формированиям, организованным преступным группам, контрабандистам, лицам, занимающимся отмыванием денежных средств, полученных преступным путем. За истекшие десять месяцев этого года на территории республики прекращена деятельность пяти организованных преступных групп, которые занимались незаконным оборотом наркотиков. В том числе у нас есть четыре выявленные легализации денежных средств, добытых преступным путем (это статья 174 УК РФ).
«Вы не представляете, что «синтетика» делает с человеком»
– Лет десять назад наркоконтролем велась активная борьба с дезоморфином, который имел в те годы огромную популярность среди наркопотребителей. Сегодня, судя по частоте упоминаний, враг номер один – это синтетический наркотик мефедрон. С какими масштабами мы имеем дело и чем опасно это вещество?
– За последние два года «синтетика» практически заполонила нашу республику, как в целом и Российскую Федерацию, потому что созданы новые формулы производства синтетических наркотиков под названием мефедрон и N-метилэфедрон, который в народе называют «солью» из-за схожего цвета и консистенции. Большим спросом данный наркотик сегодня пользуется у молодежи, уступило свое место даже использование каннабисных наркотических продуктов (марихуаны, гашиша и т.д.). Лица, которые раньше употребляли какие-то легкие наркотики, сейчас перешли на «синтетику». Формула этих наркотиков такова, что на них люди подсаживаются очень быстро, им он быстро начинает нравиться, чем даже тот же героин, методон, гашиш и прочее. В этом и отличие.
Наряду с этими веществами очень широко употребляются сильнодействующие препараты: трамал, лирика, тропикамид, мидриацил. Данные вещества находятся под рецептурным отпуском, но, тем не менее, из легального оборота они попадают в нелегальный и реализовываются наркодилерам и в том числе бесконтактным путем.
В этом году у нас больше всего изъято именно синтетических наркотиков и сильнодействующих препаратов.
Всего с начала года изъято 140 кг различных наркотических средств. Из них кокаин – 23 грамма, марихуана – 43 кг, опий – 12 граммов, гашиш – 1,344 кг. Дезоморфин – всего 3 грамма, – о чем мы говорили – таким непопулярным стал дезоморфин. Героин – 663 грамма. Никогда такого не было, чтобы так мало героина было изъято за 10-11 месяцев: уступил место «синтетике». Мефедрон – 15 кг 793 грамма. Такой огромной цифры никогда не было. N-метилэфедрон – около 2 кг. Сильнодействующие препараты (трамал, сибутрамин, лирика и т.п.) – 75 кг 200 граммов. Стероиды – 11 кг: это так называемые «бобы для похудения». Они тоже запрещены и очень вредны для организма, но горе-предприниматели навязывают их женщинам.
– Что начинает происходить с человеком после употребления синтетического наркотика?
– «Синтетика», которая сегодня продается на наркорынке, – это наркотик, который до этого не был известен психике и физике человеческого организма. Это наркотик, который начали производить в последнее время, и он настолько опасен, что уничтожает человека как психически, так и физически. Сегодня на это подсаживают очень много женщин. А женщины практически не могут от него отойти. Мефедрон и N-метилэфедрон – это наркотик, обладающий такими свойствами, которыми до сих пор не обладало ни одно наркотическое вещество. Это страшнейшие препараты, после которых с людьми происходят суицидальные случаи, галлюцинации, они совершают в этом состоянии преступления. Происходит полный распад и деградация личности, поэтому я всегда в своих обращениях к молодежи и населению призываю ни в коем случае не подходить даже близко к этим веществам, потому что данный наркотик – это дно. Это днище, ниже просто некуда. Люди должны знать, что мефедрон и N-метилэфедрон – это самый опасный наркотик. Вы не представляете себе, что он делает с человеком.
– То есть у человека, начавшего употреблять мефедрон, уже не будет шанса одуматься, взять себя в руки, вылечиться, вернуться к нормальной жизни?
– Бывают случаи. Когда организм еще молодой, пока он может справиться с синдромом и пока психика еще полностью не парализована, человек может отойти. Но это очень редкие случаи, которые происходят при проявлении большой силы воли.
Про снюс, насвай и прочие табаки
– Насвай и всевозможные жевательные табаки, которые также были очень популярны в Дагестане, – насколько это направление актуально сегодня?
– Эта проблема все еще актуальна для нас, но эти вещества не относятся к наркотическим. Люди зачастую путают, думая, что насвай, снюс – это наркотик. На самом деле это не наркотические вещества, это табачные изделия.
– Вы сейчас вдохновите половину Дагестана на их употребление!
– Ни в коем случае. Просто я это должен сказать, чтобы люди не путали. Снюс – это сосательный табак, насвай – тоже, его закидывают под губу. Но эти вещества очень вредны. Зачастую их употребляет молодежь, даже школьники. Ни в коем случае их нельзя употреблять, потому что они порождают массу болезней: заболевания ротовой полости, онкологию… У них у всех химический состав. Поэтому эти вещества, хоть они и не являются наркотическими, нельзя употреблять ни в коем случае. Согласно закону, лица, распространяющие их, привлекаются к административной ответственности. Сегодня за сбыт насвая или снюса можно оштрафовать физическое лицо на сумму до 2000 рублей, для юридических лиц сумма больше, либо арестовать на двое суток.
«Употреблявшие вчера марихуану сегодня попадаются уже с мефедроном»
– Под новостями МВД об очередном изъятии марихуаны в соцсетях всегда найдутся комментаторы, лояльные к марихуане – они обязательно встанут на сторону «пострадавшего», напишут, что марихуана – не наркотик, а правоохранители ловят бедолаг за три грамма марихуаны, вместо того чтобы задерживать настоящих преступников.
– Марихуана – это наркотическое вещество. Да, оно слабее по своему влиянию на организм человека и не наносит такого вреда, как тот же мефедрон, но употребление марихуаны вызывает привыкание – это стопроцентно доказано. Ее употребление толкает людей на более тяжелые наркотики – гашиш (это переработанная марихуана). После употребления гашиша человеку уже покажется мало, и он перейдет на «синтетику». Марихуана медленно, но все же приводит человека к этому. Из практики мы знаем, что лица, которые раньше стояли на учете как употребляющие марихуану, сегодня уже попадаются с мефедроном. Это о чем говорит? О том, что мнение, которое бытует у обывателей в соцсетях, – ошибочное. Ни в коем случае нельзя в это верить и слушать эти разговоры, потому что слабые наркотики приводят к употреблению тяжелых наркотиков. Это я говорю как специалист с большим опытом работы.
Бэла Боярова
Читайте также «Нет дна, с которого нельзя поднять». Наркозависимость и как с ней бороться