Каким урбанисты видят настоящее и будущее общественного транспорта Махачкалы
На все проблемы городского общественного транспорта дагестанской столицы любой житель города наверняка ответил бы одним емким «Доколе?». Но надо отдать должное: «темные времена» горожане переживают стоически, продолжая ездить в переполненных маршрутках, дышать друг другу в затылки и переругиваться с водителями. Одним словом, ничего не меняется, но менять надо.
Махачкалинское отделение «Городских проектов» – некоммерческого фонда содействия развитию городов, созданного в 2012 году известными московскими урбанистами Ильей Варламовым и Максимом Кацем, – составило петицию на имя главы Дагестана и организовало сбор подписей за развитие общественного транспорта в Махачкале. «Молодежка» узнала, что урбанисты предлагают Меликову и под чем призывают подписаться махачкалинцев.
Пересадочные узлы и два-три маршрута вместо двадцати
По словам главы отделения «Городских проектов» в Махачкале Руфата Сирхаева, самая главная проблема – это маршрутная сеть, которая давно устарела, слишком загромождена и нуждается в оптимизации.
«На одном проспекте Шамиля или Акушинского – около тридцати линий маршрутов», – обращает внимание собеседник «Молодежки».
Вторая проблема – нечеткие и длительные интервалы ожидания.
Третья – отсутствие пересадок.
«У нас нет бесплатных пересадок. В любой нормально организованной системе городского общественного транспорта бесплатные пересадки должны быть предусмотрены. Допустим, сегодня я сажусь в маршрутку на проспекте Акушинского и мне нужно в Редукторный поселок. Если я добираюсь с пересадками, то каждый раз, пересаживаясь в другую маршрутку, я плачу заново. А должен быть какой-то транспортно-пересадочный узел, где я просто пересяду в другую машину и поеду дальше, не заплатив при этом повторно. В российских городах есть пересадочные тарифы. С помощью безналичной оплаты это можно внедрить.
Мы читали комментарии: «Это же подорожание будет! В два-три раза увеличится цена!» Мы всех успокаиваем: нет, пересадки должны быть бесплатными.
Это будет способствовать и оптимизации. Двадцать маршрутов можно будет заменить на два, три, пять. И не будет одномоментного нагромождения общественного транспорта на дорогах. Будут четкие магистральные линии с выстроенными по ним маршрутами», – обрисовал прекрасную систему будущего Руфат Сирхаев.
«Брутто-контракты» и что должно волновать пассажиров
Пассажиров не должно волновать, какая у водителя дневная норма, которую он должен выполнить, подчеркивает представитель «Городских проектов». Пассажирам нужна комфортная качественная перевозка от точки А до точки Б.
Еще один момент, на который представители фонда хотят обратить внимание, – это необходимость внедрения брутто-контрактов. Это система, при которой частные перевозчики должны бороться не за пассажиров, а за километраж, обращает внимание урбанист.
«Было бы правильно перейти на работу перевозчиков по регулируемым тарифам на основе так называемых «брутто-контрактов»: чтобы перевозчики получали за каждый километр пути, а сегодня мы наблюдаем войну за пассажиров», – считает он.
Отвечая на вопрос «Молодежки», не хватит ли собственных усилий и инструментов мэрии Махачкалы для налаживания правильной системы общественного транспорта в городе без воли и содействия республиканских властей, Руфат Сирхаев озвучил мнение, что за решение проблемы должны взяться региональные власти, так как Махачкала – столица республики, но «находится в таком положении, и ничего не меняется».
«Мы просто были в городском управлении транспорта, обсуждали там эту тему, задавали вопросы, почему у нас городской общественный транспорт в таком положении. Нам отвечали, и, судя по ответам, все упирается в финансы. У мэрии есть муниципальная программа (Муниципальная программа «Развитие городского пассажирского транспорта общего пользования на территории ГО с ВД «Город Махачкала» на 2020-2024 годы», утвержденная 27 января 2020 года. – «МД»). Им осталось только ее реализовать», – говорит глава местного отделения «Городских проектов».
Всего предложение на имя Меликова содержит восемь пунктов. Среди них, в частности, также обновление троллейбусного парка, ремонт и модернизация контактной сети, установка валидаторов безналичной оплаты за проезд, обустройство всех остановочных пунктов в едином стиле и переход и замена маршруток и микроавтобусов на автобусы большой вместимости.
«Сегодня в Махачкале мы имеем только одного муниципального перевозчика – МУП «Троллейбусное управление». Автобусный парк, состоящий из «НЕФАЗов», называемых в народе «метанами», обслуживает межмуниципальные маршруты, принадлежит ГУПу и не подчиняется муниципалитету.
При этом даже микроавтобусы «ГАЗель NEXT», на которых сейчас осуществляются пассажирские перевозки в Махачкале, – маленькие. Они не могут покрыть нужды горожан. По паспорту у них до восемнадцати мест. Стоячих мест там вообще не предполагается. Нужны большие автобусы. Один автобус, рассчитанный на перевозку одновременно до ста человек, покрывает пять микроавтобусов. Переход на транспорт большой вместимости также разгрузит городские магистрали», – считает собеседник «Молодежки».
Бэла Боярова
Читайте также Минстрой Дагестана обновил реестр строящихся многоквартирных домов