Возвращаюсь сегодня рано утром с берега моря. Навстречу мне идет, перебирая руками четки, знакомый еще по прогулкам в парке Ак-Гель мужчина моих лет, улыбается и говорит:
«С праздником тебя!», потом добавляет: «С нашим праздником».
Поверьте мне: я собирался тоже сказать «с нашим праздником», ибо чувствовал, что мы, как говорится, родственные души и оба тоскуем по тому нашему кумачовому Первомаю.
А дома с утра только и делаю, что принимаю поздравления с праздником. И очень меня радует то, что есть еще и другие, родственные нам, души. Спасибо всем, поздравившим меня с нашим самым большим праздником советских времен.
Вместе с 7 ноября и 9 Мая Первомай был одним из самых главных праздников того могучего государства, которое звалось Советским Союзом.
Эти три праздника считались святыми для советского народа. К ним тщательно готовились: заранее делались транспаранты, писались на кумаче лозунги, заучивались стихи и песни, посвященные этим дням. Проводили торжественные мероприятия: выступления, концерты и собрания, на которых награждали лучших работников.
Но Первомай… Он был особенным, самым большим праздником в нашей жизни. В этот день вся наша огромная страна просыпалась под песню «Москва майская» на слова В. Лебедева-Кумача:
Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля.
Просыпается с рассветом
Вся советская земля…
Май течет рекой нарядной
По широкой мостовой.
Льется песней необъятной
Над красавицей Москвой.
Больше всех запомнился мне этот праздник моих первых школьных лет. Я даже помню Первомай того года, когда учился в подготовительном классе. Шел 1952-й, мне было пять лет. Во дворе нашей школы (она находилась в частном доме) располагалось что-то типа каменной гряды над пропастью. Мы сидели на ней рядком, как чайки на прибрежной каменной гряде, выступающей из моря, и заучивали припев первомайской песни на родном языке за месяц до праздника. Как же иначе: мы тоже должны были петь в строю, проходя по улицам села во время демонстрации.
Примерно вот так это происходило.
Тогда в нашем селе была семилетняя школа, наверное, с численностью учащихся в 50 — 60 человек. Первого мая, в десять часов утра, мы строем выходили со двора школы. Правофланговым являлся директор, а замыкали строй учащиеся подготовительного класса. По бокам шли учителя. Во главе колонны за директором – знаменосец, горнист и барабанщик. Ходили по всем улицам аула с песнями. Запевалами были девочки пятых-седьмых классов. В перерывах между песнями директор останавливался около домов уважаемых в селе людей, говорил в громкоговоритель первомайские лозунги типа «Да здравствует 1 Мая!» или слова приветствия хозяину. Потом всей колонной — троекратное «Ура!».
После демонстрации мы ходили на маевки, подражая взрослым. Вскладчину покупали в сельмаге лимонад, пряники, несколько банок кильки в томатном соусе и уходили или на речку, или еще куда. Девочки же организовывали маевки по-своему. Они из дому брали продукты: мясо, яйцо, фасоль, горох, зелень и др. Разводили костер в «Девичьей пещере» под селом в ущелье (у нас она есть с таким названием) и в большом глиняном сосуде (по-даргински «тарс») варили вместе все продукты. И получалось блюдо, что-то подобное пити. Там же в пещере они пели и танцевали до самого вечера.
Я помню праздничные демонстрации и моих студенческих лет. Веселые они были. С транспарантами, знаменами и огромными портретами руководителей партии и правительства. Только вот освободиться от парада, чтобы поехать домой за деньгами, никак невозможно было. Только после парада! А после парада и пол-литровой кружки сухого вина по рублю за литр из полуподвального магазина, что недалеко от общежития ДГУ по улице Батырая, тянуло ко сну. А за один выходной день второго мая поехать домой в горы и успеть к занятиям третьего мая просто невозможно. Пропускать же уроки нельзя. Но мы не унывали.
Помню, как проводили первомайские праздники в селе, когда я работал в школе. На Всесоюзном Ленинском субботнике проводили последние приготовления к празднику. Готовили село к Первомаю, как невесту к венчанию. А школа… Мы готовились к празднику весь апрель. Каждый класс старался прийти к нему с хорошими успехами в учебе и с примерным поведением. Оставались после уроков, чтобы сделать генеральную уборку своего классного помещения. Много работали по благоустройству школьного двора.
В школе объявляли конкурсы: «Лучший кабинет», «Лучший праздничный номер стенгазеты», а также конкурсы на лучшее чтение стихотворения и лучшее исполнение песни на праздничном концерте. Обязательными были спортивные соревнования по школе, селу и району с призами для победителей…
Как быстро уходят из жизни наши человеческие ценности! Вот и Первомай ушел от нас безвозвратно.
С такими грустными мыслями я и сегодня, уже второго мая, рано утром возвращаюсь с утренней прогулки домой. Недалеко от оздоровительного комплекса «Белый медведь» снова встречаю того вчерашнего товарища. Сегодня я опередил его и поздоровался первым.
Мы опять заговорили о Первомае. Я говорю ему, что вчера по телевидению смотрел праздничные парады в Москве и в других городах России. Отметил, что разноцветных флагов было много, много было радости на лицах демонстрантов, много транспарантов с призывами: «Достойная зарплата», «Достойная пенсия», «Достойный труд» и т. п. Он сказал, что это всего лишь популистские лозунги перед выборами.
По дороге домой, мысленно сопоставляя вчерашние события с тем, как все это происходило раньше, делаю вывод: нынешний праздник — лишь бледная копия того, бывшего, советского Первомая. А то, что я сегодня написал, это из-за тоски моей по былому.
Гаджимурад Раджабов | г. Махачкала