При поддержке Министерства внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области Общественная организация «Местная дагестанская национально-культурная ассоциация» города Калуги в стенах Института истории и права Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского в рамках программы «Межнациональный и межкультурный диалог» провела научно-практическую конференцию «150 лет с момента вступления в российское подданство имама Шамиля», модератором которой выступил наш земляк, табасаранец по национальности, лидер дагестанской общины Султан Шахбазов.
Приветственное слово было предоставлено заместителю министра, начальнику управления внутренней политики Министерства внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области, кандидату исторических наук Ирине Фёдоровой. Вела конференцию директор Института истории и права КГУ, кандидат философских наук Ирина Берговская.
Примечательно, что на конференции выступили этнические дагестанцы: кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН, учёный секретарь Центра исследований Центральной Азии, Кавказа, Урало-Поволжья Патимат Тахнаева с докладом «Гуниб. Август 1859 года: к вопросу о пленении имама Шамиля»; а также выпускница истфака КГУ, ныне учитель истории, обществоведения и мировой художественной культуры, Загидат Мутаева — «Жёны и дочери имама Шамиля».
В перерыве между докладами был продемонстрирован документальный фильм «Имам Шамиль. Последний путь» режиссёра, президента Всемирного фонда имама Шамиля, советника Президента Республики Дагестан Шапи Казиева.
Чем же интересен и актуален для нас сегодня, в ХХI веке, этот прославленный человек? Персона его во многом противоречива как в восприятии, так и в оценках. Почему он был непримиримым недругом Российской империи, а стал почётным пленником?
Посылая князя Барятинского в качестве главнокомандующего на Кавказ, император Александр II дал ему строжайший наказ: «Победно завершить затянувшийся военный конфликт на Кавказе».
Не все сподвижники имама поддерживали его намерение пойти на мировую с Российской империей. Большинство из них отдавали предпочтение смерти в бою сдаче противнику. Таков был их менталитет, менталитет дагестанского народа, который веками вырабатывался на традициях и религии. Дагестанцы испокон веков славились неслыханным гостеприимством и вместе с ним — упорством в войне с противником.
Однако после долговременных и мучительных раздумий имам Дагестана и Чечни принял историческое решение: под обещание князя Барятинского сохранить жизнь самому имаму, членам его семьи и всем тем, кто готов будет вместе с ним сложить оружие, принять почётную сдачу. Он был не только знаменитым религиозным деятелем, но ещё и очень храбрым воином. Помимо всего прочего, оказался мудрым и предусмотрительным государственным деятелем, который сумел хорошо оценить будущее своего народа при бесконечном дальнейшем затягивании войны.
Местом его почётной ссылки императором была определена провинциальная Калуга, расположенная недалеко от Москвы. Калужские власти приняли Шамиля хоть и как почётного, но всё-таки военнопленного, которым он, естественным образом и являлся. Жители города встретили эту новость с большим любопытством и интересом, но без всякой враждебности. Сонная жизнь провинциального города была нарушена людьми в экзотических одеждах, говорящими на иностранном языке. Особенно горожан восхищала ежедневная джигитовка молодых аварцев, которые с удовольствием демонстрировали своё виртуозное управление лошадьми.
Император установил почётному пленнику не только самое высокое по тем временам денежное содержание, но и постоянно одаривал его теми или иными знаками своего благоволения. Из всех императорских подарков Шамилю больше всего пришлась по душе роскошная карета, позволявшая ему не быть привязанным к одному месту, а передвигаться, смотреть, изучать «изнутри» дружелюбный народ, который он до этого воспринимал исключительно как врага.
После основательного ремонта здания имам был переселён в особняк купца Билибина. Последний с того времени стал называться домом Шамиля. Но всё это благожелательное внимание императора, безусловно, требовало каких-то ответных дружелюбных шагов со стороны имама. Шамиль принимает историческое решение – принять российское подданство путём присяги императору Российской империи на верность.
Этот исторический, смелый и мудрый шаг был публично сделан в здании дворянского собрания, которое могло бы на своих стенах сегодня, 150 лет спустя, нести памятную доску в честь этого события, что и предлагал в своём выступлении писатель-журналист Салават Асфатуллин. Это событие было историческим по нескольким причинам. Оно подводило черту под многолетней «тлеющей» борьбой на Северном Кавказе. Авторитет имама Шамиля был так значителен, что он воодушевил и многих иных кавказцев на присягу «белому государю». А также подведена окончательная граница под вопросом о присоединении Северного Кавказа к Российской империи.
Это был радикальный и бесповоротный ответ султану Османской империи, желавшему завоевать Северный Кавказ. Именно этот исторический аргумент позволил народному поэту Расулу Гамзатову, любимому не только на Кавказе, но и по всей России, много лет спустя, сказать свою крылатую фразу: «Мы добровольно в Россию не входили и добровольно из неё не выйдем!»
Вот что сказал по этому поводу руководитель МДНКА Султан Казанферович: «Тема конференции выбрана неслучайно. Шамиль является связующим звеном между Кавказом и Центральной Россией. Лейтмотивом конференции стала его клятва верности России. Это особенно важно помнить сейчас для укрепления межнационального согласия, консолидации гражданского общества. Это первая такого рода конференция. Также планируется ежегодное её проведение с разной научной тематикой. Напомню, что при открытии мемориальной комнаты Шамиля по инициативе МДНКА г. Калуги для привлечения внимания к судьбоносной личности имама было предложено ввести ежегодный курс лекций и конференций. С его именем Калуга стала для дагестанцев особым городом».
Хочется надеяться, что перспективный и интересный почин дагестанцев будет поддержан и иными национальными объединениями нашей необъятной Родины — России. Каждый народ бывшей Российской империи наверняка имеет своего национального героя, который внёс великий вклад в окончательное создание единой, неделимой и непобедимой России.
Амели Джебраил | г. Калуга