В Махачкале внедряют интеллектуальную транспортную систему
Она должна помочь разгрузить улицы города, сократить время в пути, уменьшить заторы. С начала реализации программы в 2021 году в столице модернизировали 36 светофорных объектов. Как они работают и справляются ли с поставленной задачей, выясняла «Молодежка».
Умные светофоры позволяют существенно увеличить пропускную способность на перекрестках. Они оборудованы детекторами движения, благодаря которым светофор сам понимает, какой участок дороги ему следует разгрузить. В Дагестане проект внедряется только на территории Махачкалы.
Контракт заключен на три года, стоимость проекта – 120 миллионов в год. Все средства выделяются из федерального бюджета. По словам чиновников, специальная военная операция на Украине никак не повлияла на финансирование, субсидии выделяются своевременно.
«Начали в 2020 году с подготовки проектной документации. С 2021 года началось внедрение: в прошлом году установили 23 светофора, в этом – 13. Всего к окончанию проекта в 2023 планируется модернизировать 48 светофорных объектов. Но может быть направлено дополнительное финансирование, тогда умных светофоров будет больше», – рассказывает Ахмади Рамазанов, начальник отдела организации и обеспечения безопасности дорожного движения Управления транспорта, связи и дорожного движения администрации Махачкалы.
В первую очередь умные светофоры установили на въездных проспектах в Махачкалу – Петра Первого и Акушинского. Именно здесь чаще всего бывает затруднено движение и образуются пробки в часы пик.
«Город зажат между морем и горами, рядом расположен Каспийск. Движение транспорта носит маятниковый характер. С утра все заезжают в город, вечером выезжают на периферию. У нас основные загруженные улицы – это Петра Первого, Акушинского, центр города – Коркмасова, Гамидова, Ярагского и Шамиля», – перечисляет Рамазанов.
На отдельных улицах светофоры работают в режиме «зеленой волны», позволяющей транспорту двигаться безостановочно. Правда, пока в час пик это невозможно.
«Это такой режим координированного управления светофорными объектами, – характеризуют систему в мэрии Махачкалы. – В связи с тем, что интенсивность движения имеет маятниковый характер, с утра все светофоры настроены определенным образом – так, что при въезде в город, трогаясь на зеленом сигнале и двигаясь со средней скоростью 50 км в час, можно проехать весь проспект на зеленый свет. Вечером – то же самое: при выезде из города нигде не попасть на красный. В часы пик сохранить такую среднюю скорость невозможно, но пропускная способность сильно увеличивается».
А если попал на красный, значит ли это, что дальше будешь стоять на всех светофорах?
«Нет, если вы попали на красный, у вас дальше загорится зеленый. И, если вы будете двигаться со средней скоростью 50 км в час, дальше будет только зеленый. При въезде в город это с 8 утра и до двух часов дня, после 14:00 зеленая волна работает в обратном направлении – на выезд из города», – объясняет Рамазанов.
И хотя программа еще не доведена до конца, позитивные результаты уже есть, говорят в мэрии: «Мы анализировали данные. Заторы сокращаются на 13-15 процентов по Петра Первого, по Расула Гамзатова. Время в пути для водителя в среднем сокращается на 15 минут».
Эти показатели соответствуют средним цифрам по стране. Но не все согласны с тем, что статистика учитывает нюансы.
«Я сейчас живу в Редукторном и каждое утро по привычке настраиваюсь на долгую дорогу в центр. Но в последние месяцы замечаю, что вместо обычного получаса на дорогу уходит минут 10-15. Дожидаешься зеленого света на первом же светофоре, и всё — попадаешь в зеленую волну. Она сокращает время в пути в обычные дни, когда нет форс-мажоров. Но если будет, не дай Бог, дождь, пусть даже заморосит, всё рушится. Если по пути произойдет даже небольшая авария, образуются пробки», – говорит городской активист Саид Ниналалов.
Он уверен, что, несмотря на улучшения, в целом система умных светофоров не может исправить обстановку в центре Махачкалы.
«Никакие умные светофоры не разрешат проблему в центре, на улице Коркмасова, которую мэрия пытается преобразовать в пешеходно-ориентированную. Я не знаю, как можно сделать пешеходно-ориентированной улицу, где находится главный рынок города, главный вуз республики и две школы. Если бы открыли для движения площадь Ленина, можно было бы говорить о каком-то облегчении для автомобилистов.Когда строили проспект Калинина и Буйнакское шоссе, параллельно с основной улицей были проложены неширокие дороги-дублеры для того, чтобы разгрузить основной поток, чтобы удобно было съехать вовремя с трассы. Всё это застроили в нулевые-десятые годы. И думаю, что умных светофоров недостаточно для решения проблемы Махачкалы», – считает активист.
«Я вообще в другом мире живу, видимо. По ходу, я избегаю вечернего часа пик. Он проходит мимо, – оценивает дорожный трафик гид-экскурсовод Яна Мартиросова. – Я и утром, и вечером только в своем районе: школа и обратно. Да, тоже загруженные улицы: Ирчи, Ярагского. Но я недавно попала случайно в район Гаджиева и Университетской площади. Это ужас какой-то! Там просто вечером всё стоит».
Другая жительница Махачкалы Мадина Ибрагимова говорит, что стала больше времени тратить на привычный маршрут.
«Эти умные светофоры я не заметила либо они работают непонятно. Реконструкция улицы Коркмасова сказалась на мне: всё время пробки там. Я живу у «Космоса» на Гаджиева, а дети на шахматы ходят в «Гранд-плазу». И я всегда в заторах стою. Несколько раз попадала в ужасающие пробки на Редукторном и в районе «Тысячи мелочей». Часа два проехать их не могла, еле выехала оттуда. Не знаю, что там случилось», – рассказывает Мадина.
У мэрии Махачкалы есть планы разгрузить проспект Петра Первого с помощью дороги-дублера вдоль моря. Речь идет о соединении улиц Пушкина и Лаптиева в одну дорогу. Но эти планы уперлись в железную дорогу, причем в прямом смысле.
«К сожалению, сейчас соединить их не представляется возможным, потому что там проходит железнодорожный переезд. Рассматривался вопрос организации наземного переезда через пути, чтобы можно было с Пушкина выехать на Лаптиева и параллельно Петра Первого двигаться до Каспийска. Мы сделали соответствующий запрос в РЖД, но они, ссылаясь на свои нормативы, нам отказали именно в наземном переезде, на одном уровне с проезжей частью. Сейчас дано поручение рассмотреть организацию надземного или подземного переезда», – сообщил Ахмади Рамазанов.
Но говорить хотя бы о примерных сроках и суммах на реализацию проекта пока невозможно, сказал собеседник «Молодежки».
[yamap center=»42.9733,47.4908″ height=»22rem» controls=»» zoom=»13″ type=»yandex#map»][yaplacemark name=»ул. Дзержинского – Коркмасова» coord=»42.980987057791545,47.49989517814568″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»ул. Дахадаева – ул. Коркмасова» coord=»42.9786,47.5041″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark coord=»42.9745,47.5113″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e» name=»ул. Ярагского – ул. Коркмасова»][yaplacemark name=»ул. Абубакарова – ул. Коркмасова» coord=»42.9797,47.5023″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»ул. Коркмасова – ул. Толстого» coord=»42.9827,47.4969″ icon=»islands#blueDotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Р. Гамзатова – ул. М.Горького» coord=»42.9806,47.5094″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Р. Гамзатова – ул. С. Стальского» coord=»42.9788,47.5127″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Р. Гамзатова – ул. Шеболдаева» coord=»42.9767,47.5164″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Р. Гамзатова – ул. Г. Цадасы» coord=»42.9759,47.5185″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Р. Гамзатова – ул. Леваневского» coord=»42.9800,47.5111″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Петра 1 – ул. Азизова» coord=»42.9701,47.5346″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Петра 1 – д.75 (ул. Али Алиева)» coord=»42.9679,47.5397″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Петра Первого – д.23″ coord=»42.9727,47.5275″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Петра 1 – ул. Габитова («Каспий»)» coord=»42.9618,47.5490″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark coord=»42.9593,47.5525″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e» name=»Пр. Петра 1 – ул. Каримова»][yaplacemark coord=»42.97074257832277,47.532777754524474″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Петра Первого – д.81″ coord=»42.9670,47.5416″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Петра Первого – д.103″ coord=»42.9639,47.5460″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Петра Первого – д.121″ coord=»42.9608,47.5505″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Ул. Ярагского – пр. Р.Гамзатова» coord=»42.9780,47.5148″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Ул. Ярагского – ул. Батырая» coord=»42.9733,47.5100″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Ул. Ярагского – ул. Пирогова» coord=»42.9713,47.5077″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Ул. Ярагского – ул. И.Казака» coord=»42.9663,47.5024″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Ул. Ярагского – ул. Гагарина» coord=»42.9619,47.4947″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Ул. Ярагского – ул. А.Кадырова» coord=»42.9759,47.5128″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Ул. Ярагского – ул. Даниялова» coord=»42.9794,47.5164″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Акушинского д.100/1 (рынок «Цумадинский»)» coord=»42.9706,47.4131″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Акушинского д.109к, в районе подземного пешеходного перехода» coord=»42.9692,47.4079″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Акушинского – д.297″ coord=»42.9733,47.4258″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Акушинского – д.90а/8″ coord=»42.972217083926765,47.42041611633102″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Акушинского – д.98а/3″ coord=»42.974507675731026,47.43134966125069″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Акушинского – д.94/6″ coord=»42.97836356663383,47.44772279877631″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Акушинского- д.88/4 Промышленно экономический колледж» coord=»42.9751,47.4332″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Акушинского – ул. Даганова» coord=»42.9757,47.4368″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Акушинского – д.70/1″ coord=»42.9799,47.4550″ icon=»islands#dotIcon» color=»#ff1f2e»][yaplacemark name=»Пр. Акушинского – Тролл Кольцо» coord=»42.9830,47.4699″ icon=»islands#dotIcon» color=»#45ab05″][yaplacemark name=»Пр. Акушинского – 13 линия» coord=»42.9791,47.4519″ icon=»islands#dotIcon» color=»#45ab05″][yaplacemark name=»Пр.Акушинского – ул. Стояна Джорова» coord=»42.9814,47.4622″ icon=»islands#dotIcon» color=»#45ab05″][yaplacemark name=»Пр. Акушинского – ул. А.Исмаилова» coord=»42.9822,47.4659″ icon=»islands#dotIcon» color=»#45ab05″][yaplacemark name=»Пр.Акушинского – пр. Казбекова» coord=»42.9703,47.4118″ icon=»islands#dotIcon» color=»#45ab05″][yaplacemark name=»Пр.Акушинского — 19 линия» coord=»42.978118814239544,47.44741953372916″ icon=»islands#dotIcon» color=»#058728″][yaplacemark name=»Пр. Гамидова – ул. Устарбекова» coord=»42.96381755714616,47.51446677830402″ icon=»islands#dotIcon» color=»#058728″][yaplacemark name=»Пр. Гамидова – ул. И. Казака» coord=»42.9616,47.5126″ icon=»islands#dotIcon» color=»#058728″][yaplacemark name=»Пр. Гамидова – ул. Гагарина» coord=»42.9548,47.5068″ icon=»islands#dotIcon» color=»#058728″][yaplacemark name=»Пр. Гамидова – ул. Ю. Акаева» coord=»42.9527,47.5048″ icon=»islands#dotIcon» color=»#058728″][yaplacemark name=»Пр. Гамидова д. 9″ coord=»42.9698,47.5188″ icon=»islands#dotIcon» color=»#058728″][yaplacemark name=»Ул. Гамидова – ул. Братьев Нурбагандовых» coord=»42.9683,47.5179″ icon=»islands#dotIcon» color=»#058728″][/yamap]
Красным на карте – уже установленные умные светофоры. Зеленым – те, что планируется установить в 2023-м году. Данные Управления транспорта, связи и дорожного движения администрации Махачкалы.
Анастасия Расулова
Читайте также «Кстати, Дагестан – это страна водопадов. Вы не знали?»
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и страницу во «Вконтакте»