— Чем показателен для нас сирийский опыт? Какие уроки должны извлечь из событий в Сирии в целом Россия и в частности Дагестан, чтобы они не повторились у нас?
На этот, более чем актуальный на сегодня, вопрос отвечает социолог, востоковед Шафи Акушали, потомок переселенцев-дагестанцев в Сирии (XIX век), вернувшийся в начале 90-х гг. XX века на родину предков (развернутое интервью с ним было опубликовано в «МД», №11 от 1.04.16 г.)
— Скажу так. Влияние и воздействие внешних факторов на мусульманское сообщество в Сирии (да и в других арабских странах) оказались гораздо сильнее, чем внутреннее согласие и взаимодействие этих самых обществ. Если взять в целом, арабы загнали себя в такую яму, из которой вряд ли в ближайшее время смогут выйти.
Большинство правящих элит арабских государств должно было уже давно реформировать правила поведения со своими народами. Потому что их отношение к народам, к историческим и религиозным ценностям было довольно жестким. Такое отношение власти к обществу, где МОЛОДЕЖЬ занимает доминирующее положение, является серьёзной угрозой для этого самого общества.
Порождению радикальных организаций типа ИГИЛ (запрещённая на территории Российской Федерации) также способствовали некомпетентность религиозных проповедников, политика саудитов, последствия вмешательства извне (непродуманная, вернее — глубоко продуманная в своих интересах, политика в регионе США, Великобритании, Франции и других стран) и т.д.
Россия не причастна к трагедиям на Ближнем Востоке, наоборот, она играет позитивную роль в скорейшем прекращении кровопролития и делает всё для того, чтобы этот кошмар не перекинулся на территорию России, не отразился на российских мусульманах.
Исходя из опыта своего 25-летнего пребывания здесь и основываясь на поверхностных наблюдениях, я заметил, что большинство дагестанцев практически всегда и во многом брали пример с арабов. Сюда часто приглашались богословы и религиозные деятели арабского мира, чтобы учить нас, как дальше жить. На мой взгляд, естественен вопрос — вы у себя дома не смогли навести порядок, как же можете учить и призывать нас к этому? Так что такой подход, что для нас примером являются арабы, — в корне неправильный.
Да, изучать и исследовать их опыт, делать из этого выводы надо, но базой нашего жизненного уклада должны быть мораль, традиции, культурно-религиозные основы, которые столетиями сложились и развивались на территории Дагестана.
Нам следует более углубленно и основательно изучать свою историю и традиции. И чрезвычайно важный аспект — надо фундаментально, с ориентиром на будущее, работать с молодежью. Дело в том, что радикализм — это признак болезни общества, и для того чтобы молодёжь не увлеклась радикализмом, нужно вылечить болезни общества. Молодежь должна чувствовать свою востребованность, иметь возможность реализовать себя и должна быть уверена в завтрашнем дне. Дети не должны быть брошены на волю судьбы. Ответственные чиновники должны понимать, что дошкольное и школьное образование — это стратегический ресурс страны. Сегодня родители с маленького возраста учат детей делать намаз, обучают чтению Корана. Это очень хорошо, но ислам же не начинается с них и не заканчивается ими. Очень важно внедрить в умы детей (еще до механического изучения Корана, элементов намаза) общечеловеческие, культурные ценности на базе ислама. Именно по причине незнания этих ценностей, по причине невежества в вопросах религии и жизни, когда в обществе появляются признаки «болезни», молодежь и склоняется к радикализму.
Мы сегодня стоим перед очень большими вызовами глобального характера и должны быть во всеоружии, готовы, просто обязаны принять эти вызовы.
Абаш Абашилов | г. Махачкала