Недавно в одном из своих рассказов я писал о том, что в школе был тягловой лошадью. Самая тяжелая пора для меня начиналась с конца мая, сразу после Последнего звонка.
Это потому, что у меня почти в каждом году бывал выпускной класс, иногда и два параллельных. И первого июня более тридцати моих учеников писали сочинение по литературе. Все они должны были написать на положительную оценку, притом половина – хорошо, и кто-то из них – очень хорошо. Потому их нужно было хорошо подготовить. Иначе ноль цена моему профессиональному имиджу педагога, который я старательно создавал в течение многих лет.
Еще и потому я считал себя рабочей лошадкой, что меня, не считаясь с тем, что у самого бывал выпускной класс, обязательно включали в экзаменационную комиссию при РОНО (теперь РУО), которая проводила экзамен у медалистов, проверяла и оценивала их сочинения. Самая большая трудность заключалась в том, что не все они, претендующие на медаль выпускники, могли справиться с заданием самостоятельно. Безусловно, они были лучшими учащимися района, но написать сочинение на «5/5» или «5/4», «4/5», поверьте мне, нелегко. Мы же, входящие в состав комиссии два-три учителя-словесника, должны были представить в Министерство образования республики работы выпускников, соответствующие выставленным нами оценкам.
Количество претендующих на медаль в нашем районе в разные годы колебалось от 3 до 7. Не дай Бог, если окажется, что ты завысил оценку! Тогда должен был поехать на апелляцию и доказать высокой комиссии, что правильно оценил ту или иную работу.
Безусловно, очень большое значение имели те несколько слов, сказанные тобой перед тем, как выпускники приступят к написанию сочинения. Я же в этом случае давал им примерно такие советы. Во-первых, при выборе темы не стоит торопиться; во-вторых, ни в коем случае нельзя пользоваться шпаргалками; и, в-третьих, надо сочинять, раз пишешь сочинение. И самое главное: обязательно нужно показать, что работа написана именно выпускником школы, а не… кандидатом наук.
Читатели могут подумать, зачем, мол, теперь все это нужно при ЕГЭ. Нет! Дорогие товарищи. Сочинение играет немаловажную роль и при ЕГЭ. Да еще неизвестно, не вернемся ли мы к советской системе обучения, а именно — к письменным и устным экзаменам без каких-либо ЕГЭ. И еще… я же пишу о том, что уже было.
Зато потом, после экзамена, вместе с сознанием хорошо исполненного долга для тебя наступали блаженные дни. Ты чувствовал себя настоящим учителем и отдыхал душою и сердцем. Да еще в Министерстве образования не придрались ни к одной поставленной тобой оценке.
Теперь же я постараюсь объяснить, почему пишу обо всем этом теперь. Да потому, что… иногда неожиданно встречаю тех, чьи сочинения когда-то я проверял, оценивал и много способствовал тому, чтобы стали они медалистами. Даже называю их своими учениками, хотя многим из них ни одного урока не давал. Они меня узнают при встрече и, думаю, очень радуются тому, что я жив и здоров. Это я считаю своей востребованностью и сегодня.
Вот два примера.
Ровно два года назад я болел стенокардией, и мне надо было поехать в Астрахань на шунтирование. И готовила меня к поездке одна из таких моих выпускниц – Халисат Аммациева, врач-терапевт в Махачкалинской городской больнице №1, работающая в госпитале ветеранов при больнице. Она уложила меня в свою палату и, кроме того, что вылечила, сделала все анализы, которые нужно было представить в Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии.
Тогда у меня часто бывали изнурительные одышки, и я не знал, от стенокардии это или от ХОБЛа, и мучился. Однажды в очень тяжелом состоянии еле добрался до городской больницы и в правом крыле первого этажа вошел в кабинет Басира Будаевича, моего знакомого врача. Он и отвел меня к Халисат, дочери моих родственников Абакара и Ашуры.
Много времени прошло с тех пор, как я увидел Халисат в одной из уркарахских школ среди претендентов на медаль. Теперь же передо мной стояла молодая красивая женщина – мать уже взрослых детей и один из лучших в госпитале врачей. Как она мне обрадовалась!
На днях же я встретился еще с одной своей выпускницей. Магомед Рабаданов попросил меня пойти с ним в дневной стационар «Целитель» по проспекту Петра I. Он статью написал об одном враче из нашего района, работающем в этом стационаре. Мы вошли в его кабинет. Заслуженный работник здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа, невролог Гасан Гамидов очень обрадовался нам. У нас с ним оказались и общие знакомые, и еще много чего общего.
Вдруг Гасан говорит, что у них в клинике работает одна девушка из нашего района. Скоро он вышел и вернулся с писаной красавицей в белом халате и сказал, что это врач-невролог Сарижат Абдуллаева. Гасан Абакарович долго хвалил ее, как специалиста и хорошего человека.
Она узнала меня сразу. И я ее узнал: она тоже была одной из наших медалисток, только намного позже Халисат. Я хорошо знал ее дедушку и безвременно ушедшего из жизни отца. Они были моими друзьями и настоящими горцами. Знаю ее бабушку, работавшую учительницей в соседнем селе, и мать, тоже учительницу. И еще в ее глазах промелькнуло зарницей что-то знакомое мне с далекой юности. Или мне так показалось?..
А другая ее бабушка, говорят, в молодости была очень похожа… на тургеневских девушек. А теперь, уверяют, она одна из тех, кого в своих поэмах воспевал Некрасов:
«Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!»
Не знаю, насколько верно характеризуют нашу героиню слова из предыдущего абзаца, но знаю одно: пишет она правильно, хлестко, ничего и никого не боясь (выступает в печати с критическими статьями). Еще она — и неплохой поэт.
В ТВ-передачах часто спрашивают у так называемых звезд, нравится ли им, когда их узнают на улице. Многие отвечают, что «да», некоторые – «нет». Мне дела до них нет. Вот если бы меня, смертного, спросили об этом, я бы ответил так: «Да, мне очень нравится, когда меня узнают и заговаривают со мной при встрече мои бывшие ученики». Бываю наверху блаженства, когда подходит ко мне кто-нибудь из них и говорит: «Помните, Мурад Аммаевич, как вы объясняли лично мне правописание приставки «по»?.. Или говорит другой: «Однажды, Мурад Аммаевич, вы…» Или еще – «Помните, как Ажала Али?..» (У меня был такой очень хороший ученик)».
Это значит, что тебя помнят и любят, что в тебе еще нуждаются. И, наконец, ты востребован до сих пор.
Гаджимурад Раджабов | г. Махачкала