От года к году в России снижается престиж образования. Школы давно не выпускают молодых людей, хорошо знающих литературу и физику, биологию и историю, умеющих говорить на разные темы.
Сегодняшние выпускники могут разве только выбрать правильные ответы из тестов Единого государственного экзамена по тем предметам, которые будут нужны им для поступления в высшее учебное заведение. И понятно всем, что последние два года школы они зубрили только эти предметы в ущерб разностороннему среднему образованию. Причем не обязательно, чтобы они знали хорошо сам предмет, важно, чтобы они, опять же, подобрали правильные варианты ответов.
Школы и ЕГЭ
Доктор физико-математических наук Александр Иванов, преподаватель одного из московских вузов, сказал: «Современное состояние нашего образования очень точно выражает слово «катастрофа». Если начать перечислять его проблемы, то даже неполный их список займет несколько листов. Знакомство с ними вызывает ощущение неподъемности: разгребать эту гору в любом случае предстоит не один год».
Отметим один факт. В Советском Союзе, который сегодня не ругает только самый ленивый россиянин, в 1965 году расходы на образование составляли 17% бюджета страны, а в 2016-м эта цифра снизилась почти в пять раз – 3,6%. За последние 16 лет в стране закрыто более 12 тысяч сельских школ. А закрытие сельской школы, вокруг которой обычно проходит вся жизнь маленького села, это окончательное его увядание и через некоторое время исчезновение с карты страны.
Научный редактор журнала “Эксперт» Александр Привалов отметил: «Школа умерла – никто не заметил. Именно это на самом деле странно. Школа – вещь немыслимо важная, такая же нациеобразующая вещь, как охраняемые границы, армия и валюта. Без них нет нации – и без школы нет нации. Школа, на мой взгляд, очевидно развалена».
Один полезный шаг в образовании был сделан в России в 2014 году. После того, как введение ЕГЭ за несколько лет уничтожило необходимость учиться вообще и создало множество коррупционных схем его сдачи, в России приняли решение отнестись к его проведению строго, наставить в помещениях камер, разместить в классах наблюдателей, напугать детишек до трясучки, но заставить их сдавать ЕГЭ самостоятельно. Ученики 10 — 11 классов начали искать репетиторов и штудировать ответы на вопросы Единого государственного экзамена. Это не добавило им больших знаний, но заставило хотя бы что-то учить. Начиная с 2014 года, по всей России, особенно в Дагестане, оценки ЕГЭ стали реальными. Куда-то исчезло множество стобалльников по русскому языку, которыми отличались горные районы Дагестана. Отметим, что средняя оценка дагестанского выпускника на 10 — 15 баллов ниже общероссийской средней оценки.
Высшее образование
Среднее, среднее специальное, высшее образование в России шаг за шагом понижают планку, выпускники не имеют ни знаний, ни компетенций, ни практических умений и навыков. На производстве их приходится учить заново всему тому, к чему должны были их подготовить в образовательном учреждении.
В один из вузов Дагестана на специальность «нефтегазовое хозяйство» по международному соглашению как-то поступили учиться ребята из далекой африканской страны. Они за год более-менее выучили русский язык, отучились первые курсы. Когда пришло время специализации, самому нефтяному делу их учить никак не начинали. Один из студентов, видимо, самый смелый, подошел к декану: «Скажите, почему нас ничему не учат?» «Вы не волнуйтесь, дипломы мы вам обязательно дадим», — улыбнулся декан. «Нам нужны знания, а не диплом!» — ответил студент.
Вице-премьер Правительства России Ольга Голодец не так давно заявила: «65% трудоспособного населения — это люди, которым не требуется высшего образования. Поэтому в ближайшем будущем пропорция в экономике будет меняться в сторону увеличения доли людей без высшего образования». Из этого следует, что надо сокращать число высших учебных заведений, уменьшать в них количество бюджетных мест.
В Дагестане молодому человеку сегодня легче и проще реализовать себя в спорте, в торговле, в религии, чем получить серьезное светское образование. Молодежь получает основы религиозного образования, которое со временем и при наличии умелых «учителей» может легко перерасти в ваххабитское направление. Плоды этого учения мы достаточно часто видим в Дагестане. Если же выпускник школы – родственник чиновника, работника администрации, государственного служащего, сотрудника органов, то его путь ясен и прост – получить любым способом необходимый диплом и найти работу в той структуре, куда его протолкнет влиятельный родственник.
Мем премьер-министра страны
Во время форума «Территория смыслов» на Клязьме преподаватель Дагестанского государственного университета Гаджи Курбанов спросил председателя Правительства Дмитрия Медведева, почему сотрудники силовых органов получают более 50 тысяч рублей, а учителя — втрое-впятеро меньше – 10 — 15 тысяч.
Премьер-министр вспомнил собственный опыт аспиранта и преподавателя юридического факультета Ленинградского университета: «Я был молодым преподавателем, получал 90 рублей, а лейтенант милиции получал 250. И труд милиции, полиции тоже сложный, опасный, в Дагестане в особенности, поэтому не нужно сравнивать это. Я уверен, что современный энергичный преподаватель способен не только получать ту заработную плату, которая ему положена по должностному расписанию, но и еще что-то заработать».
Самое главное, по мнению Дмитрия Медведева, это личный выбор. «Учитель, знаете, — это призвание. А если хочется деньги зарабатывать — есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес», — завершил свой ответ премьер-министр России.
Дмитрий Медведев не шутил, он был серьезен. Он вспомнил свои молодые, тоже нелегкие, годы. Ему захотелось стать поближе к молодежи, говорить с ним на одном языке, и он произнес сакраментальную фразу, вызвавшую неоднозначные отклики.
Существует мнение, что слова премьер-министра выдернуты из контекста. Нет, это не так. Председатель Правительства России Дмитрий Медведев сказал именно то, что он хотел сказать. А сказанное им говорит о том, что он не совсем понимает степень важности Учителя для страны, его роль в становлении будущих россиян, его влияние на развитие России.
Мнения российских учителей
К большому сожалению, Россия очень много потеряла за «тучные» годы, когда стоимость нефти росла день за днем. Деньги от продажи нефти шли на грандиозные проекты, но не на поддержку образования, промышленности, сельского хозяйства. За эти годы российская власть не смогла обеспечить достойные условия работы и жизни для учителей и преподавателей.
Медведев предлагает молодым людям не жаловаться на нищенские зарплаты в школах и вузах и уходить в бизнес, крутиться, кто как может. В любой другой стране за таким высказыванием последовала бы отставка. Но Дмитрий Медведев говорит, что думает, не думая о том, что говорит.
Какой может быть бизнес, если для школьного учителя работа не заканчивается уроками в школе? Проверка домашних заданий, контрольных работ, заполнение электронных дневников, всевозможных отчетов и подготовка к завтрашним урокам – заполняют всё свободное время. Единственный дополнительный доход, который может получить учитель, – репетиторство, которое тоже требует времени.
Победитель конкурса «Учитель года» 2009 года Владимир Муранов, учитель физики из школы №5 в Ногинске, прокомментировал слова Дмитрия Медведева: «Не должно быть так, чтобы учитель сводил концы с концами и искал возможность заработать на стороне. Учитель должен нормально работать в комфортных условиях. Можно наплевательски относиться к нашей профессии, что, в принципе, многими и делается в последнее время, но история показывает, что учительство тесно связано с национальной безопасностью».
Первый Указ первого Президента России
Президент России Борис Ельцин в самом первом своем Указе в июле 1991 года определил первоочередные меры по развитию образования в России. В частности: «…предусмотреть выделение для сферы образования необходимых средств с учетом повышения заработной платы работникам учреждения образования и дополнительных затрат на питание и другие виды обеспечения учащихся, воспитанников и студентов в связи с ростом цен».
Ставились планки по заработной плате учителей: «Довести размеры средних ставок и должностных окладов до уровня: профессорско-преподавательского состава вузов – в два раза превышающего уровень средней заработной платы в промышленности РСФСР; учителей и других педагогических работников – не ниже средней заработной платы в промышленности РСФСР».
Профессия учителя является системообразующей. Учитель наряду с родителями формирует личность гражданина, закладывает в головы маленьких граждан понятия о добре и зле, о нормах поведения в обществе, о величии и славе народа, к которому принадлежит, приобщает к родной культуре и языку.
Это понимал первый Президент России Борис Ельцин, когда подписывал свой Указ №1, это понимал второй Президент России Владимир Путин, когда подписывал майские указы 2012 года. Очень хотелось бы, чтобы это понимала вся верхушка власти России. Без образования у страны нет будущего, и Россия окончательно может перейти в разряд стран третьего мира, оставшись сырьевым придатком Европы.
Саид Ниналалов | г. Махачкала