Иногда в час пик, когда небо падает на Махачкалу в виде дождя и снега, по очереди касаясь каждого, кажется, буквально на минуту, что откроешь «Яндекс.пробки», а там, как в той карте компьютерной игры GTA: сплошные пять звезд опасности, погоня, мегафонный окрик с вертушки, опасность и невозможность укрыться от неминуемого возмездия в виде… В нашем случае в виде стояния в огромной махачкалинской пробке. Махачкала борется с этим недугом по-своему и не всегда последовательно. Но тем не менее борьба идёт. Новым этапом этого противостояния может стать введение платных парковок в центре города. Расскажем об этом поподробнее.
Пока мы тут с вами, схватив джойстик «плойки», водим своего героя по городу М., заходя в кофейни, барбершопы, стандартизированные, как шрамики от манту, бутики с ненавязчивой музыкой, коммунальные организации, социальные учреждения, то тут, то там нарываясь на неприятности, кляня социальную несправедливость, профессиональные лифты, очереди и пробки, город М. не стоит на месте.
Пилотный проект
На текущей неделе мэр города Юсуп Умавов анонсировал пилотный проект по введению платной парковки на улицах Батырая (район рынка №2), Толстого, Коркмасова и Абубакарова. На месте будущей парковки площадью около 6 тысяч «квадратов» нанесут дорожную разметку, установят дорожные знаки, информационные щиты и паркоматы. Кроме того, будет разработан сайт и мобильное приложение. Предполагается создание практически 500 парковочных мест. Парковка будет работать с 8 утра до 8 вечера, стоимость одного часа нахождения автомобиля на парковке будет стоить 50 рублей. Как уже было сказано, пока это пилотный проект: первый месяц будет тестовым, еще спустя 4 месяца будет принято решение о дальнейшем расширении платного парковочного пространства.
Что это даст мэрии?

Фото: Евгений Костин.
В первую очередь хоть во главу угла вынесена проблема загруженности города. И это, по сути, главная причина введения платной парковки. Город с населением более 700 тысяч человек растянут вдоль Каспийского моря, а значит, строительство новых дорог – не выход. Это слишком дорого и трудозатратно. Кроме того, мы знаем правило, которое гласит: больше дорог – больше машин. Это так называемый парадокс Браеса.
Что интересно, если сравнивать обеспеченность населения Дагестана легковыми автомобилями, то наша республика находится в аутсайдерах. Согласно данным «Автостата», по состоянию на 1 января 2023 года в Дагестане на 1000 жителей приходится всего 194 автомобиля. Представьте, что будет, если благосостояние дагестанцев вырастет? Другой момент, что все эти машины по большей части находятся в Махачкале либо участвуют так или иначе в дорожном трафике столицы республики.
Во-вторых, при успешности пилотного проекта можно применить тот же финт и в других частях города, где наиболее загружены транспортные развязки, например, в районе Новой автостанции, пр. Расула Гамзатова (бывшая ул. Ленина), пр. Петра I (Редукторный поселок) и на других сложных участках городской транспортной жизни.
В-третьих, для города запуск и адекватная реализация проекта платных парковок – это вопрос в том числе и денежный. Для примера, если все условные 500 парковочных мест будут задействованы разом, на полные 100%, то на выходе бюджет города может получить 18 тысяч в месяц (12 х 50 х 30 = 18 000). Не самая большая сумма, но если, повторимся, проект получит зеленый свет, то и плата может измениться, и география расшириться.
Что это даст городу?

Фото: Евгений Костин.
Это, как минимум, интересно с точки зрения урбанистики и развития городских пространств города.
- Во-первых, логичным видится тестовый режим этого нововведения. Так как можно оценить потенциальную динамику загрузки парковочного пространства в конкретном районе Махачкалы.
- Во-вторых, будет понятен, какой ценовой диапазон может потенциально «выгнать» из центра города автомобили. Так как высокими ценами за парковку (особенно на проезжей части улицы) можно создать некомфортные условия для личного транспорта в центре города и стимулировать использование общественного транспорта.
- В-третьих, создаст парковочную культуру. А ее соблюдение, в первую очередь, – работа сотрудников правопорядка. Так как им нужно будет жестко пресекать факты нарушения правил дорожного движения, особенно в части остановки и стоянки вне парковок. Что, конечно, уже сейчас вызывает тревогу, так как правоохранители не всегда справляются с дорожными коллапсами, которые возникают с завидной регулярностью.
- В-четвертых, убив «гаражную» культуру и отдав территорию бывших гаражей под строительство коммерции и прочего частного добра, альтернативы автовладельцам предоставлено не было. Покупка абонемента на стоянку может этот непорядок исправить.
- В-пятых, в числе негативных факторов введения платных парковок можно назвать негативную реакцию автолюбителей республики. Которые в принципе не любят за что-то платить. Кроме того, это даст повод поговорить о том, что даже тут вместо равенства (кто успел, тот и припарковался) будет превалировать денежный подход, а значит, выбор сделан в пользу людей побогаче. От себя добавим также, что цена на парковку тоже может быть дифференцирована – там, где это требуется, тариф может быть повышен и наоборот. Должна быть адекватная сетка тарифов. А это дело наживное и вырабатывается на практике.

Фото из телеграм-канала Хадулаева
Шамиль Хадулаев, общественник:
«Я за платные парковки, особенно возле Второго рынка, и не только Второго. Все мы знаем, что там большой поток машин, дороги перегружены, а по обеим сторонам дороги паркуются обычно продавцы с рынка, и стоят их машины с утра и до вечера. Простому водителю потом невозможно найти место для парковки. Так что пусть эти продавцы и платят за парковку. Покупатели, приехавшие на рынок, и так не имеют возможности припарковать машину. Так что никаких проблем».

Фото: Евгений Костин
Исалмагомед Набиев, правозащитник:
«В Махачкале в плане загруженности дорог и увеличения транспорта ситуация ухудшается. Поэтому введение платных парковок в городе я воспринимаю позитивно. Особенно если парковки будут организованы не на территории общего пользования. Чтобы этого не произошло, нужно проводить выкуп территорий вблизи дорог, снос строений и организовывать на этом месте платную парковку. Для города – это дополнительный источник дохода».
Тимур Магомаев