Здравствуйте!
В эти августовские дни любители истории, и не только, вспоминают дату окончания Кавказской войны и имама Шамиля, самого знаменитого ее воителя.
Мы с развалом Союза привыкли вдаваться в крайности – таков уж характер народа, который в краткие исторические отрезки времени кидало из одной формации в другую. Имам Шамиль и раньше подвергался разным оценкам историков, политиков, поэтов и простых дагестанцев. Кто-то видит в выходе имама к Барятинскому – сдачу и чуть ли не предательство, другие оправдывают его тем, что многолетняя война истощила ресурсы и опостылела всем горцам и выход его к березовой роще навстречу русскому генералу был лишь желанием прекратить кровопролитие.
Сейчас, спустя 157 лет с того исторического события, мы вряд ли узнаем, что творилось в душе великого имама, чем руководствовался он. Но, памятуя то, чьим учеником он был, его образ, ученость и мудрость, мы можем сложить из мозаики цельный образ и сконструировать то, о чем думал и кем был Шамиль именно в тот момент, когда принял нелегкое для себя решение прекратить войну. Август 1859 года я считаю великой датой в истории Кавказа и Дагестана, историческим рубиконом, неким философским посланием, которое отправил Шамиль через поколения нам, современникам.
Он сказал этим шагом: «Гордыня ни к чему, когда за твоей спиной — Дагестан судьба его народов. Россия не враг нам, но политика царизма и некоторых генералов армии ошибочна и губительна. Как для самой империи, так и для присоединенной провинции, какой являлся Кавказ, отошедший к России после Гюлистанского мира».
Возможно, еще Шамиль хотел сказать: «Я постараюсь этим шагом сблизить позиции Дагестана и России. Знаю, что простой народ, который составлял костяк армии и с которым я познакомился близко еще во время войны, – не жаждет крови горцев и готов сложить оружие во имя мира. Нам нужно сдружиться и во имя развития. Горцам следует многому научиться у вас, у русских, и, возможно, кое-чему научим вас и мы. Но, как бы то ни было, нам нужно быть честными в отношениях друг с другом и совместно решать проблемы, с которыми нас столкнет история».
Нельзя забывать, что Шамиль был ученым человеком, он понимал политику страны и был в некотором смысле неплохим аналитиком, политологом. Он не являлся фанатиком, хотя таковые в его стане и были. Иногда даже кажется, что военачальники бывают в плену своих генералов и окружения. И потому-то его призыв жить в мире с Россией (который некоторые считают пропагандистской уловкой русских приставов; фальшивкой, выпущенной в угоду политике) для меня не кажется чем-то удивительным и, тем более, недостойным. Шамиль был истинным мусульманином, глубоко духовным человеком: таким людям чужды враждебность и предрассудки. Будучи учеником мудреца и философа Ярагского, он мыслил широко. И врагами горцев и простого народа считал не субъекты по принадлежности к какой — либо культуре, религии или стране, а видел проблему в губительных пороках человеческой души. И в этом нам многому предстоит научиться у Шамиля — воина, ученого и святого.
Оставайтесь людьми!