В Махачкале в рамках фестиваля «RT.Док: Время наших героев» прошел показ фильма «Вербовщики: куклы и кукловоды», авторами которого стали военкоры RT Ольга Кирий и Абас Али-Заде. Короткометражка затрагивает важные для российского и дагестанского общества темы – влияние на умы молодежи чрез интернет.
Фильм на примерах рассказывает о том, как украинские спецслужбы вербуют детей и подростков для диверсий.
Бывший агент СБУ Александр Саакян, к примеру, рассказывает о том, как подростков вербовали через социальные сети. А другой экс-агент, Валерий, сам передавал необходимую информацию (расположение войск, техники, объектов) украинским спецслужбам через чат-бот, который курировали СБУ. На вопрос, почему он, по сути, наводил огонь на своих земляков, отвечает, что тогда думал, что все делает правильно.
«Ну а как же новости с другой стороны? Есть же интернет, их можно посмотреть», — снова спрашивает его корреспондент RT. На что он отвечает, что их убеждали, что российские новости — это все пропаганда.
Сейчас ему и его семье, которую он также вовлек в свою деятельность, грозит до 20 лет тюрьмы. Вот что стоит отсутствие критического мышления и предательство Родины.
Вообще, там, на той стороне, в плане воспитания антироссийски настроенного населения делают ставку на молодежь. В Сумах, и не только, например, действовал военно-патриотический лагерь, где «воспитывали» детей начальных классов.
Саакян объясняет это тем, что в современной молодежи нет советского стержня «русские и украинцы — братья», и для такой украинской молодежи делали акцент на том, что русские — это плохо, а украинцы – хорошо.
Немаловажным фактором также являлось переписывание истории и распространение националистической литературы.
Могут «достать» даже дома
Екатерина Скулкина, завотделением практической психологии Центра психологической службы ДНР:
«У подростков в силу возраста сформирована некая некритичность, слабость убеждений, и поэтому они подвержены влиянию совершенно разному – социальному, деструктивному. Зачастую вербовка происходит за счет денежных вознаграждений. Это самый примитивный уровень, на него ведутся многие дети. Да и у нас очень сильно просела тема героизма, а ведь любому ребенку, растущему организму, нужны образы того, на кого можно и нужно равняться».
Даниил Безсонов, эксперт по информационной безопасности, заместитель министра информации ДНР в 2019-2022 гг.:
«В любом обществе будут бунтари. Незнание закона не освобождает от ответственности. Просто нужно понимать меру ответственности. Одно дело, когда ты открытый предатель – понятно, что суд к нему применит максимальную меру наказания. А другое дело – открытый дурачок. Чтобы люди не становились дурачками, нужно показать, как действует противник».
Тот же бывший агент СБУ Саакян говорит, что не все молодые люди идут на контакт – только 20%.
Авторы фильма показали на самом деле сложную историю о том, кто может входить в эти 20%.
Елизавета Резникова — подросток, который вынужден был сделать сложный выбор. Ее отца взяли в плен. Украинская сторона вышла на нее и, угрожая причинением вреда ее отцу, склоняли к тому, чтобы она предоставила им свои паспортные данные, место прописки, номер телефона и базу активистов движения «Молодая гвардия», где она на тот момент работала.
Сложный выбор. Возможно, самый сложный в жизни. Никто не знает, кто и как себя поведет в такой ситуации.
«Я хотела уйти из «Молодой гвардии», чтобы не подставлять ребят и обезопасить их», — говорит девушка.
В итоге она просто не смогла подвергнуть опасности своих друзей.
«Я заблокировала этих людей, а они потом просто удалили свои аккаунты, — рассказывает она о том, чем закончилась эта история. – Папа бы не одобрил, если бы я слила базу активистов «Молодой гвардии», потому что он всегда меня учил не сдавать своих и не сдаваться. Я очень переживаю за него, у меня с ним особенная связь, и сейчас я не знаю, что с ним и где он».
Даниил Безсонов: «Если вам звонит ваш родственник, который находится в плену, и вы понимаете, что он вам звонит из плена, — блокируйте, не общайтесь. Есть большая вероятность, что вас заставят делать то, что вы делать не хотите. При этом манипулируя тем, что они его пытают. Они будут показывать, как его бьют, стреляют в ноги… Если вы не хотите, чтобы ему сейчас это делали, то блокируйте, обрывайте связь. Вы должны понимать, что это делается, чтобы на вас повлиять.
Ошибочно полагать, что вы в безопасности, находясь далеко от линии фронта. Если вам звонит незнакомец – бросайте трубку. Реальный специалист найдет подход к любому человеку. Блокируйте и, конечно, потом сообщайте в правоохранительные органы».
Дагестанская практика
«Молодежка» обратилась к руководителю Координационного центра по противодействию идеологии терроризма и профилактики экстремизма при ДГУ Магомеду Магомедову, чтобы он посоветовал молодежи, как вести себя в интернете, а также не поддаваться на провокации людей, которые призывают к экстремизму и терроризму, иной деструктивной деятельности, направленной против Родины:
«Молодой человек должен понимать – неважно, что предлагает та сторона, социальную справедливость в их понимании, вознаграждение за совершение того или иного поступка, что он, живя здесь, обязательно подвергнется наказанию по закону нашей страны. Практика показывает, что все те, кто занимался диверсионной работой, призывали к терроризму, экстремизму, сидят в тюрьмах, получили реальные сроки. Наказание неотвратимо.
Я бы, с учетом того, что сами ребята вряд ли будут читать о мерах ответственности за те или иные противоправные действия, которые сегодня стали актуальными как для страны в целом, так и для Дагестана в частности, рекомендовал структурам и организациям работать с молодежью, уделять внимание воспитательно-профилактической работе и правовому просвещению. Чтобы ребята знали о мерах ответственности, разбирали бы эти ситуации. И доводить это нужно обязательно в интерактивном формате, где молодой человек является не слушателем, а непосредственным участником».
Тимур Магомаев