…или Аутсорсинг преткновения
Переход школьного питания на аутсорсинг в Махачкале вызвал ажиотаж. У новой системы сразу появилось множество критиков, к примеру недовольные качеством питания родители. Между собранием депутатов и мэрией города возникло негласное противостояние. В горсобрании усомнились в эффективности такой формы организации питания, в то время как в администрации ее называют перспективной. А компания-поставщик готового питания и вовсе заявила, что не перешедшие на аутсорсинг школы заранее негативно настраивают родителей против него.
Изначально на питание методом аутсорсинга должно было перейти 21 общеобразовательное учреждение Махачкалы. По результатам торгов право поставлять им готовую еду получили три компании: ООО «Рассвет», ООО «Экспресс-продукт», ООО «Штул». Последняя компания, которая должна была вести три школы, отошла.
В итоге с первого сентября на новую систему перешли 18 учебных заведений. Компания «Рассвет» поставляет питание в 12 школ, «Экспресс-продукт» – в 6. Это одни из крупнейших аутсорсинговых компаний в Дагестане. Согласно данным со специализированного сайта, «Рассвет» заключил 657 госконтрактов на сумму 1 млрд 468 млн рублей. Из 96 указанных на ресурсе заказчиков основным заказчиком «Рассвета» является МКУ «Департамент социального питания Махачкалы» (ранее МКУ «Махачкалапродукт». – Прим. ред.), которое занимается поставками продуктов питания в школы и детсады. С департаментом у «Рассвета» 75 контрактов на 1 млрд 98 млн.
У «Экспресс-продукта» в общем 573 госконтракта на сумму 1 млрд 687 млн рублей. Учредителем компании является член Общественной палаты Дагестана, заместитель председателя комиссии по делам молодежи, спорта, развитию добровольческого движения и патриотическому воспитанию Виктория Гаджиева. Ее компания также поставляет питание в 16 школ Каспийска, многие медицинские учреждения республики. Гаджиеву в СМИ называли лоббистом аутсорсинга в школах Махачкалы. В комментарии «Молодежке» она заявила, что никогда не была у власти и не имеет административных ресурсов для лоббирования.
Депутаты недовольны
Собрание депутатов Махачкалы занялось темой аутсорсинга буквально через две недели с начала его запуска: 12 сентября решением собрания была создана специальная депутатская комиссия для изучения хода внедрения аутсорсинга. 18 сентября комиссия посетила образовательные учреждения №36, 51, 25, 35.
«Пока качеством питания депутаты недовольны»,
– сообщил «Молодежке» председатель собрания Марис Ильясов.
Из опубликованных собранием видео следует, что ни родители, ни представители этих школ не довольны качеством поставляемой еды.
«Какая была необходимость вот это придумать? Скажите, пожалуйста? Столько холодильников, вытяжки, кухня, столовая…» – вопрошала сотрудница столовой одной из школ, обращаясь к депутатам.
Аутсорсинг, отметим, инициировала администрация Махачкалы. На эту систему, как сообщалось, переведены школы со слабой материально-технической базой пищеблоков.
Сотрудница столовой лицея №51 продемонстрировала депутатам кислую кашу: «Привезли кислую молочную рисовую кашу. Мы все остальное вернули, потому что дети не кушают». Работница пищеблока уже другой школы назвала привезенную еду неважной.
«По качеству питания я не могу сказать, что категорически плохо, но, конечно, ее не сравнить с той едой, которую мы здесь у себя готовили. В общем, удовлетворительно», – сказал директор расположенной в Ленинкенте школы №35 Гаджимагомед Валиев.
Родители учеников школы №25 во время визита депутатской комиссии записали видеообращение в адрес главы Махачкалы Юсупа Умавова и председателя депутатского корпуса Мариса Ильясова по поводу того, что их школа не нуждалась в переводе на аутсорсинг.
«Мы хотим, чтобы все готовилось у нас в столовой, наши дети получали теплую, горячую, свежую еду. Мы не хотим, чтобы нашим детям привозили еду откуда-то, неизвестно как приготовленную. Уже было несколько отравлений», – высказала общее мнение одна из родительниц.
Мы решили позвонить директору школы №25 Асват Бакуновой и поинтересоваться ее мнением. Не успел корреспондент завершить вопрос, директор тут же ответила: «У меня нет никаких претензий. У родителей, наверное, есть. У меня – нет. Я считаю, что в нашей школе питание организовано даже лучше, чем у меня самой дома».
Первоначально, подчеркнула она, были проблемы, «но после проверок (проверка депутатской комиссии. – Прим. ред.) поставщик (ООО «Рассвет». – Прим. ред.) их исправил».
«Сейчас они (поставщик. – Прим. ред.) пересмотрели свое отношение к еде. В данное время никаких претензий к еде нет. Были претензии, чтобы каша соответствовала, чтобы масло добавляли, чтобы котлеты были хорошо прожарены…» – сказала Бакунова изданию.
Беседа с Бакуновой состоялась 8 октября. Родительское сообщество школы №25, стоит отметить, было намного красноречивее директора. 27 сентября, сидя в кабинете у председателя собрания депутатов Махачкалы Ильясова, они уверенно рассказывали депутатам, что больше половины привозимой еды каждый день выбрасывается, а саму еду «даже скотине невозможно дать».
На вопрос Ильясова, как вы оцениваете ассортимент, наличие фруктов, овощей, родители тоже уверенно ответили: «Нет никакого ассортимента, гнилое все. Вчера был гороховый суп, сегодня – гороховая каша. Мой ребенок не ест гороховую кашу».
Но в представлении директора картина другая. «К рациону у меня никаких претензий нет. Они и фрукты, и яйца, и сухофрукты, и бананы, и яблоки… (привозят. – Прим. ред.). Это было с самого начала так», – поразила Бакунова корреспондента.
Начавшаяся вокруг поставляемого по системе аутсорсинга школьного питания полемика побудила администрацию Махачкалы начать параллельные проверки, на время которых депутатская комиссия приостановила свои. Они планируют возобновить проверки, когда ажиотаж вокруг аутсорсинга поутихнет, чтобы, вероятно, застать расслабившихся поставщиков врасплох. Ну а сейчас, когда аутсорсеры знают о проверках и вооружаются, считает горсобрание, смысла нет.
Мэрия видит перспективу
По поручению мэра Махачкалы Юсупа Умавова была создана рабочая группа по оценке системы аутсорсинга, в состав которой также вошли общественники, депутаты райсобраний Махачкалы, специалисты по общественному питанию и др. Она уже побывала в школах №45, 47, 49, 51, 13, 4,12, 46, 19, 44.
В публикуемых администрацией по итогам проверок текстах и видеоматериалах нет серьезной критики работы поставщиков. Указывается на отсутствие в большинстве школ технологических карт блюд (технологическая карта –документ, отображающий данные о составе блюда и алгоритме его приготовления. – Прим. ред.). Члены рабочей группы, в частности, технолог общественного питания Залина Ахмедова призывала требовать с поставщиков данные карты. Однако в беседе с «Молодежкой» представитель «Экспресс-продукта» заявил, что данные карты они должны предоставлять непосредственно заказчику – департаменту социального питания Махачкалы. «Всю требующуюся от нас документацию мы предоставляем департаменту. По желанию школы могут запросить карты у него», – подчеркнул собеседник. Зафиксированы нарушения при транспортировке питания, «которые могут повлиять на качество и безопасность питания». Отметила администрация и проблемы с сохранением температурного режима блюд, несмотря на то, что они поставляются в школы в специальных контейнерах-термосах. Все эти недочеты рабочая группа назвала легкоустранимыми. Но некоторые важные, на взгляд нашего издания, замечания были упущены.
Например, администрация Махачкалы указывает, что «в гимназии №13 единственным замечанием стало отсутствие технологических карт». Но это замечание не было единственным.
«Честно скажу, еда, которую готовили наши школьные повара, была вкуснее», – сказала директор школы №13 Муминат Муртазаева 27 сентября в присутствии членов рабочей группы. Питание в эту школу поставляет компания «Экспресс-продукт». Были у школы жалобы и на то, что поставщик привозит мало фруктов и бакалеи.
Директор лицея №51 Лаура Гаматаева считает, что лучше готовить самим. Питание в это образовательное учреждение привозит компания «Рассвет».
По словам сотрудников пищевого блока, еда, которую готовили они сами, была вкуснее, а само меню до аутсорсинга – разнообразнее.
«Сначала все не нравилось. Еда была невкусная, был недосол, перловка была очень густая, комками, макароны были пластами, слипшиеся. Только сегодня, 30 сентября, привезли нормальную еду, в день, когда комиссия пришла. Привозили недожаренные котлеты», – рассказали корреспонденту «Молодежки» сотрудники столовой лицея №51.
Директор Гаматаева тоже в этот день отметила, что она была «совершенно недовольна этой системой, но сейчас лучше». Если поставщик будет и дальше так работать, а не только в преддверии и в день проверок, отметила она, будет хорошо. Но в то же время Гаматаева считает, что лучше, когда школа готовит сама.
Родители учащихся этого лицея активно критиковали привозную еду и требовали вернуть прежнюю систему.
«Раньше мой ребенок кушал с удовольствием. А сейчас вид еды ему не нравился, несколько раз говорил, что еда остывшая, запах неприятный. Он сам некапризный, но с сентября он здесь не может кушать. Я спрашиваю: ты поел? Он отвечает, что только кусок хлеба поел», – рассказала родительница.
Родители учеников лицея №51 обрушились на аутсорсинг и в комментариях под публикациями в телеграм-канале администрации, в унисон называя привозную еду ужасной.
Вот отрывки из комментариев: «Ужасная еда… мы против привозной еды…невозможно есть… Родители лицея 51 отказываются от услуг подрядчика, который привозит в нашу школу готовую еду. Верните всё, как было!!! Столовая прекрасно справлялась со своей работой!!!»
Первого октября члены комиссии, организованной мэрией Махачкалы, побывали в школе №19. Комиссия, как сообщила пресс-служба администрации по итогам выезда, «отметила, что блюда были очень вкусными, но возникли вопросы по температуре некоторых готовых блюд». Поставщиком в эту школу является «Рассвет». Но директор школы №19 Камалутдин Меджидов, как сообщается, «удовлетворительно оценил качество питания».
В свою очередь и «Молодежка» решила спросить Меджидова, как он оценивает качество питания: внешний вид, вкус каш, супов и прочего.
«Аутсорсинг – новая форма организации питания, поэтому есть разные точки зрения. Претензии к поставщикам нет, еду привозят вовремя в термосах», – ответил нам Меджидов. Лично нам, «Молодежке», в этой ситуации непонятно — так хорошо или не совсем?
А вот директор школы №46 Патимат Шугаибова очень довольна.
«Дети едят с удовольствием. Члены организованного нами комитета родителей ежедневно приходят утром и в обед, пробуют еду, оставляют отзывы в журнале. Отзывы только положительные», – цитирует директора пресс-служба.
Не критиковали аутсорсинг и директора школ №45, 47, 49, в которых вместе с рабочей группой администрации также побывал корреспондент «Молодежки». Они были рады аутсорсингу, так как в их школах совсем нет нормальных условий для приготовления и хранения пищи. Отметим, организацией питания в этих школах, как и в лицее №51, занимается компания «Рассвет».
Аутсорсинг форева?
В целом вывела мнение администрация Махачкалы по итогам проверок, что «система аутсорсинга обеспечивает детей качественным горячим питанием». Но собрание депутатов Махачкалы этот оптимизм не разделяет. Председатель горсобрания, напомним, заявил «Молодежке», что «депутаты пока недовольны качеством питания». Депутаты, считают близкие к администрации Махачкалы источники «Молодежки», не просто так сконцентрировали свое внимание на теме аутсорсинга. Одна из версий звучит так: «Связанные с Ильясовым компании претендуют на поставку продукции в школы Махачкалы». Председатель махачкалинского горсобрания это категорически опровергает.
«Я человек верующий, делаю намаз. Чтобы вы поняли, насколько я искренне говорю, я скажу такие слова. Я четырьмя детьми, внуками и Аллахом клянусь, что фирмы у меня нет, я ни на что не претендую. Никогда и ни с кем не разговаривал относительно того, чтобы мои фирмы там выигрывали. Это все брехня, чушь и вранье», – сказал Ильясов.
Обращения от родителей, выступающих против аутсорсинга, утверждает он, «начали поступать еще до того, как наступило первое сентября».
А разве у родителей, поинтересовалось издание, были основания не доверять, ведь они не успели столкнуться с этой системой и не могли знать, какую еду будут привозить их детям.
«Родители понимают, что приготовленное блюдо на кухне в школе и тут же поставленное ребенку гораздо лучше, чем приготовленное где-то и привезенное в школу – это элементарно. Поэтому умные родители заранее начали бить тревогу. Я не могу сказать, они сталкивались или нет, но моя прямая обязанность — реагировать на жалобы горожан, что мы и делаем», – ответил Ильясов.
Проверив школы №36, 51, 25, 35, специальная депутатская комиссия притормозила свою работу, хотя горсобрание и обещало посетить все. Мы поинтересовались, почему депутаты взяли паузу.
«Мы будем выезжать во все школы, которые сегодня задействованы в аутсорсинге, срок действия нашей комиссии — неограниченный, поэтому будем выезжать тогда, когда считаем нужным. Сейчас параллельно другая комиссия ходит (рабочая комиссия, созданная администрацией. – Прим. ред.). Мы не хотим друг другу мешать, пусть та комиссия закончит свою работу. А мы, когда посчитаем нужным, тогда закончим», – сказал председатель махачкалинского горсобрания.
По его словам, они не предупреждали школы о проверках, а проводили их внезапно.
«Предупрежден – значит вооружен. Когда предупреждаешь, еда бывает вкусная, каша — красивая, фрукты — в большом ассортименте. Поэтому предупреждать и выезжать смысла нет», – рассуждает Ильясов.
Проверки, начатые администрацией, депутаты считают необъективными, так как «поставщики знали о них».
Махачкалинское собрание, заявляет Ильясов, вообще не против аутсорсинга. Депутаты лишь хотят, чтобы «детей кормили качественно, а ассортимент продуктов был полный». Но в то же время Ильясов не считает аутсорсинг лучшей формой организации питания. Лучшая, по его мнению, — это когда общеобразовательные организации самостоятельно выполняют функцию заказчика в части обеспечения учреждений продуктами питания. По такой системе в Махачкале работает 16 школ.
«Лучше, когда школам напрямую выделяются деньги, когда они сами закупают продукты питания, сами готовят, сами выдают детям и сами контролируют мнение родителей. И директор доволен, и завпроизводством доволен, и дети довольны, и родители довольны. Вот это самая хорошая форма, по нашему мнению», – объяснил Ильясов позицию собрания.
По словам Ильясова, его вывод основан на депутатском мониторинге школ, а не личном мнении.
«Этой комиссии, которая параллельно ходит, я бы рекомендовал в том же составе пойти в образовательные учреждения, которые сами себе готовят. Они наглядно увидят эту разницу. Эта разница — как черное и белое», – сказал Ильясов.
Но, судя по настроениям, администрация не собирается останавливаться и в дальнейшем планирует переводить на аутсорсинг другие школы. Поэтому эксперимент, связанный с предоставлением школам возможности самостоятельно выполнять функции заказчика, может прекратиться на этих 16 школах. Директорам, считают наши источники в мэрии, не стоит давать всю полноту функций, «так как они эксплуатируют пищеблоки в собственных целях, зарабатывают на них деньги». А депутаты, заявил источник в мэрии, крышуют некоторых директоров.
Предположение о постепенном переводе на аутсорсинг других школ подтверждают и слова одного из активных участников рабочей группы – председателя Общественной палаты Махачкалы, директора школы №18 Салима Абдулкадырова. По его мнению, в Махачкале аутсорсинг должен быть наравне с другими проектами (речь о вышеуказанном «самостоятельном» проекте. – Прим. ред.). Через год-другой, как отметил он в беседе с корреспондентом «Молодежки», будет видно, на какой системе организации питания остановиться. В Каспийске аутсорсинг хорошо себя показал, уверен Абдулкадыров.
«Проанализируем и потом, может, предложим, на какой проект перейти. Или всем на аутсорсинг перейти… Я так думаю, проект аутсорсинг будет жить», – рассуждал Абдулкадыров в беседе с корреспондентом «Молодежки».
«Мы сами едим эту еду»
На замечания родителей, директоров школ и сотрудников пищеблоков по поводу невкусной еды компания-поставщик «Экспресс-продукт» в лице ее учредителя, члена Общественной палаты Гаджиевой, ответила: «Мы сами едим эту еду, все сотрудники предприятия. Наверное, это вопрос вкусов».
Мы озвучили жалобу директоров на то, что дети, к примеру, не едят рыбу, из-за чего ее приходится выбрасывать. По словам Гаджиевой, убрать рыбу из меню нельзя, так как ее наличие – это требование СанПиН. СанПиН – главный документ, с учетом требований которого должно быть организовано питание в школе.
«Если мы уберем рыбу, будут вопросы от вышестоящих инстанций, спросят, почему дети не получают в полной мере омега-3. Предлагают поменять рыбу на кур. Если мы сейчас уберем рыбу и поменяем на кур, то у нас три раза в неделю будут куры. Это не есть хорошо. И будут жалобы на однообразное меню», – подхватил технолог «Экспресс-продукта» Артур Меркухов.
Возможно ли поменять вид рыбы, не унимался корреспондент издания. Оказалось, что минтай – это все, что может закупить компания, исходя из имеющегося бюджета.
«Из бюджетных видов рыбы, которые мы можем закупать в больших объемах, – отметила Гаджиева, – минтай – самый оптимальный по запаху, вкусу, характеристикам вариант».
Отметим, бюджет на одного ребенка определен в размере 74 рублей. Сумму устанавливает муниципалитет. Федеральную субсидию на горячее питание по муниципалитетам распределяет минобрнауки Дагестана.
Немало замечаний, связанных с разнообразием питания, было к компании «Рассвет».
«Мы ограничены в стоимости питания. Есть утвержденная сумма – 73 рубля 68 копеек на одного ребенка. С учетом этой суммы мы маневрируем. Если сегодня мы дали кашу, курицу отварную, суп, то завтра — что-то другое», – отреагировал поставщик на жалобы.
Гаджиева считает, что со стороны администраций школ есть некоторое противодействие аутсорсингу. Но, по ее словам, есть руководители школ, «которые встречают с распростертыми объятиями», радуясь, что компания сняла с них головную боль в виде обязательства готовить пищу.
«Некоторые школы, которые сейчас не под аутсорсингом, морально готовят почву для дальнейших боев с аутсорсингом. Дают приказы создавать родительские комитеты: по два человека от каждого класса. Родителям предлагают приходить, пробовать еду, чтобы, когда будет заходить аутсорсинг, было кому говорить, как было раньше вкусно, хорошо», – рассказал Меркухов.
Меню, отмечают представители «Экспресс-продукта», не выдумывается ими, исходя из собственных желаний. При разработке меню компания опирается на специальный сборник рецептур на продукцию диетического питания, разработанного ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии». Меню согласовано с департаментом социального питания и школами.
Требования к энергетической ценности, сбалансированности и разнообразию питания, подчеркивает поставщик, соблюдены.
Амина Магомедова