Директор школы №58 о «Дагестанской школьной республике»
По школе №58 в махачкалинском поселке Семендер ходят должностные лица: министры и депутаты. Им всего по 15-16 лет. Они готовят себя к серьезному будущему и имеют голос в решении школьных проблем. И не только школьных, зона влияния – весь многострадальный Семендер. Это предусмотрено проектом «Дагестанская школьная республика», который обещает взращивать для Дагестана управленцев, специалистов, способных решать проблемы, а не создавать новые.
О проекте «Дагестанская школьная республика» (далее — ДШР или республика) заговорили в конце прошлого года и продолжили в январе этого. ДШР представили как мини-государство в школе со своей конституцией, законодательной и исполнительной властью в лице старшеклассников.
Конечная цель ДШР, как говорит директор школы №58 Шамиль Алиев, — создание основы для системного формирования кадрового резерва государственного и муниципального управления на территории Дагестана. В настоящее время, по его словам, Дагестан испытывает нехватку ответственных и квалифицированных управленцев.
Первый съезд школьной республики состоялся 18 декабря 2024 года. «ДШР подготовит платформу к масштабной и коренной реформе образования», – написал в своем телеграм-канале после съезда журналист Ханжан Курбанов.
16 января этого года школа встречала главу Дагестана Сергея Меликова, начальника управления образования Махачкалы Эмилию Раджабову, главу минобра республики Яхью Бучаева и других чиновников. Меликов назвал идею очень хорошей и предложил распространить этот опыт на другие школы.
«ДШР открывает детям глаза на их будущее. Из таких школьных республик в Махачкале на городском уровне можно создать школьное правительство, куда будут отобраны дети из разных учреждений. Они смогут подсказать, как развивать город. Чище взгляда и видения у нас сейчас не будет»,
– отметил глава республики.
Раджабова назвала ДШР новой моделью образования и воспитания школьников, когда знания, полученные на уроках, будут воплощаться в умения и практические навыки, а в последующем и в действия, направленные на решение актуальных задач, сначала в интересах школы и окружающей ее территории, затем – республики и страны.
ДШР – синоним ученического самоуправления?
Наше издание решило узнать, есть ли у проекта перспективы или шумиха о его грандиозности образовалась на пустом месте. ДШР, обратили мы внимание директора школы №58 Алиева, напоминает всем известное ученическое школьное самоуправление, которое в школах как будто бы есть, но по факту – нет.
«Ученическое самоуправление – это очень узкоограниченный формат, работа в рамках ДШР будет выходить за масштабы школы. Школа – столица, Семендер – наше государство. Я собрал старшеклассников и предложил познавать мир и знания через эту идею, через интерактивную деятельность. А для этого создать министерства, определить зоны ответственности, избрать министров на конкурсной основе, утвердить составы министерств и начать работать… Ребятам такая возможность понравилась»,
– отметил Алиев.
Директор обратил внимание старшеклассников на состояние поселка: несанкционированные свалки, грязь, питающихся по мусоркам бродячих собак, лошадей и коров. ДШР может реагировать на эти проблемы: предлагать субботники, развешивать объявления, составлять и отправлять коллективные письма от имени жителей своего поселка в официальные учреждения с указанием проблемы, собирать подписи и т. д.
Проект предполагает обучение детей принципам делопроизводства в системе внутреннего электронного документооборота, в котором ученики будут обмениваться письмами, связанными с работой ДШР.
Ума Османова и Лиана Гаджиева из 9 «2» класса обратили внимание на то, что в ДШР может вступить каждый ученик добровольно, это не объединение, куда намеренно включены лучшие ученики школы.
«Я думаю, это воодушевит многих получать образование, посещать уроки», – считает Ума. Среди проблем поселка и школы, которые беспокоят девочек, они перечислили частые отключения в поселке воды, света, газа, мусор и отсутствие асфальта на некоторых улицах, дисциплину и сильную загруженность учащихся.
«Когда у нас свет отключают, мы звоним энергетикам. Но у них всегда оправдание: аварийные ситуации, меняем что-то, ждите. И мы просто ждем. А мы хотим знать, понимать, как нам действовать и влиять на эти процессы и службы», – произнес ученик 9 класса Акбар Рашидханов.
Местные жители, рассказали ребята, собирали подписи для обращения с просьбой залить асфальт. Но дело пока застопорилось.
«Мусор где попало кидают, никакого уважения к другим. Наша школа субботник провела, мы убирали, красили… Потом снова видеть эти улицы такими неприятно», – поделились участники ДШР.
Столкновение с пробелами
Через ДШР руководство школы планирует не только сделать учеников активными гражданами, но и подтянуть их в учебе. Алиев критикует метод обучения, ограниченный алгоритмом «учитель говорит – ученик записывает». При таком способе передачи знаний, говорит он, информация плохо усваивается и не запоминается надолго. Дети, по словам нашего собеседника, не обязаны любить все предметы, но могут полюбить, если увлечь их с помощью освоения теории через практику. И первые плоды, рассказывает Алиев, есть. Например, уже на этапе обсуждения идеи ДШР ученики столкнулись с нехваткой знаний по обществознанию и добровольно побежали их восполнять.
«Через решение практических задач они сталкиваются с собственными пробелами и необходимостью развиваться. Когда я предложил им создать мини-государство, у них не было элементарных знаний о понятии «государство». Тогда я сказал: как вы хотите создать государство, если у вас нет теоретической базы, — и отправил их изучать государство и его признаки. На следующую встречу они пришли уже готовыми. Вот первый результат проекта, который на тот момент был на этапе обсуждения», – рассказал Алиев.
Учеников, отметил он, озаботили не только собственные пробелы в обществознании, но и в русском языке. За несколько дней до начала съезда Алиев вновь собрал старшеклассников, сообщил, что на съезд приглашено телевидение, и предложил им подготовить выступление о сути ДШР для интервью. Когда дедлайн наступил, Алиев взял микрофон и сам начал интервьюировать детей. Хороший комментарий никто не дал. Идея с интервью на этом не завершилась. Директор дал задание подготовить тексты и отправить их ему на проверку в специально созданную группу в мессенджере.
«Зерно мысли есть, нет словарного запаса, не могут мысли сформулировать. Я детям указываю на это, объясняю, что это связано с их нежеланием читать. Реакция, когда я облек их мысли в нормальный, аргументированный текст: «Ва-а-а, это и хотели сказать!» Далее разбираю ошибки в их текстах – это ваше нежелание изучать русский. Вот вам практическая задача, которая показала детям их уровень русского языка. Благодаря практике дети, считавшие, что знания им не нужны, они и так красавчики в жизни, начинают понимать, что знания — сила», – отмечает Алиев.
Откуда такой энтузиазм
Крайне сомнительно, что школы массово заинтересуются ДШР и в обозримом будущем из участников детских республик разных школ на уровне Махачкалы будет создано детское правительство. Проект требует энтузиазма, желания школы тратить время на дополнительную работу с детьми. Убежденности в том, что их на практике нужно знакомить с тем, как власть и население должны и могут взаимодействовать, реагировать друг на друга.
Убежденность Алиева сформировал его опыт работы чиновником. В прошлом он работал учителем, был директором школы №15 в Каспийске, уехал из Дагестана и 15 лет проработал во Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России в Москве. Вернулся в республику на должность замначальника Главного управления МЧС России по Дагестану. В 2019 году Алиев отправляется в Дербент на должность замглавы города. Школу №58 возглавил в 2022 году.
«Проработав долгое время на федеральном уровне и вернувшись на родину, я обратил внимание на повсеместный правовой нигилизм наших земляков. Дагестанцы в большинстве своем не знают, как обращать внимание властей на свои проблемы. Когда народ чем-то недоволен, сразу устраивает шумиху в информационных пабликах, порой искажая действительность и по-своему ее трактуя, строит баррикады, собирает митинги. А чаще всего бездействует, просто ругая власть. Я не говорю, что у нас система муниципальной, государственной власти на 100% работает, реагирует на проблемы населения. Но это не значит, что мы не должны обучать подрастающее поколение цивилизованным методам взаимодействия через коллективные официальные жалобы, обращения, письма…» – говорит Алиев.
Точно так же он обращает внимание и на уровень сотрудников административных учреждений.
«Мне есть с чем сравнивать. Вернувшись в Дагестан и работая в системе власти, я столкнулся с острой нехваткой знаний и элементарных компетенций у подчиненных и чиновников различного уровня. Компетенций, которые нужны для решения профильных задач и проблем населения. Республика страдает от неэффективных управленцев. Почему я принял решение выйти из системы власти? Понял, что необходимо формировать новое поколение осознанных граждан и будущих управленцев начиная со школы», – сказал он.
Свои слова он подкрепил цитатой Джона Кеннеди о том, что русские выиграли космическую гонку не на ракетном полигоне, а за школьной партой.
Амина Магомедова