Что думают IT-компании об образовании в Дагестане и нехватке специалистов
Правительство Дагестана в начале прошлого года заявило о дефиците кадров в сфере IT. В связи с дефицитом IT-компании сами становятся участниками образовательного процесса, например, идут преподавать в вузы. «Молодежка» поговорила с несколькими участниками IT-рынка и выяснила, при чем тут маленькая зарплата и что не так с образовательными программами. А глава минцифры республики назвал изданию отрасль, которая в скором времени будет активно набирать IT-специалистов.
Проблеме дефицита кадров в январе 2024-го власти Дагестана посвятили отдельную стратегическую сессию с приглашением руководителей образовательных учреждений и крупных IT–компаний. Сессия прошла под руководством председателя правительства республики Абдулмуслима Абдулмуслимова.
В 2023 году, как было отмечено на сессии, дополнительная потребность в IT-специалистах в государственном и муниципальном секторах, IT-компаниях и системообразующих организациях составила 194 человека. Однако это, сказал тогда Абдулмуслимов, не отражает реальную необходимость.
Бесконечный спрос
Сколько IT-специалистов для восполнения кадрового дефицита Дагестану требуется на данный момент, «Молодежка» пыталась узнать в минцифры республики. Конкретное число нам не назвали. Глава министерства Юрий Гамзатов отметил лишь, что они нужны в большом количестве.
Актуальные данные о количестве IT-специалистов в республике, сказал Гамзатов, министерство сейчас собирает.
«Ежегодно число IT-специалистов в Дагестане увеличивается. В 2022 году их было 10 тысяч человек, в 2023 году – 12 тысяч. На 2024-й год данные собираем»,
– сказал министр.
Выделять какую-то отдельную отрасль, которая больше остальных испытывает дефицит кадров, наш собеседник не стал, так как нехватка ощущается повсеместно. Спрос на IT-специалистов, подчеркивает чиновник, будет всегда и в любой сфере. К примеру, в скором времени с появлением в Дагестане электронной системы образования спрос на айтишников увеличится и там.
«В этом году мы проводим огромную работу: будем во всех школах республики создавать современную IT-инфраструктуру. Это в том числе узлы связи, беспроводной Wi-Fi, видеонаблюдение. Чтобы поддерживать ее функционирование, нужны специалисты», – подчеркнул Гамзатов.

Фото: Пресс-служба Министерства цифрового развития РД
Зарплаты не те
Вопрос в том, сможет ли привлечь образовательная сфера республики необходимое количество IT-специалистов. По словам Гамзатова, они охотнее идут работать не в муниципальные, государственные учреждения, а в бизнес. В основном министр связывает это с низкой заработной платой в госсекторе.
«У нас, – продолжил собеседник, – 4800 муниципальных, государственных учреждений. В каждом из них трудится хотя бы один IT-специалист. Таким образом получаем около 5 тысяч специалистов, без учета того, что в некоторых организациях есть IT-подразделения, состоящие из нескольких сотрудников. Если специалист хороший, он обязательно уходит на более высокую зарплату. Поэтому нам необходимо обеспечить непрерывную подготовку профессиональных кадров».
В госсекторе айтишники, отмечает он, такие же госслужащие, как и все остальные. Здесь главный специалист получает порядка 50 тысяч рублей без учета налогов. Тогда как в коммерческом секторе зарплата начинается от 100 тысяч рублей.
«В госсектор, – подчеркнул Гамзатов, – охотно идут работать начинающие специалисты, а более «продвинутых» нанимают крупные IT-компании».
Таким образом, одной из основных причин оттока кадров из Дагестана, по словам министра, является низкий уровень заработной платы в регионе. Такая текучка – проблема не только госсектора, но и бизнеса.
Чтобы удерживать IT-специалистов, существуют определенные льготы: отсрочка от армии, льготная ипотека… «Молодежка» поинтересовалась у министра, сколько айтишников в Дагестане воспользовались этими возможностями.
«Льготную ипотеку у нас мало кто получил. Смотрите, для того чтобы воспользоваться этой возможностью, нужно, во-первых, чтобы IT-компании указывали реальную заработную плату своих сотрудников. Зачастую компании в целях минимизации налоговых выплат могут занижать официальный размер зарплаты. В итоге официальный доход специалиста, который является, помимо прочих, существенным условием получения ипотеки, может оказаться недостаточным», – объяснил министр.
Министерство призывает
«Молодежка» попросила министра оценить образование в сфере IT, которое дают вузы и ссузы республики. Начиная с 2021-го, по его словам, из стен учебных заведений Дагестана «с каждым годом выходят более подготовленные и востребованные специалисты». Прогресс он связал и с использованием студентами современных электронных образовательных ресурсов, включающих интеллектуальные рекомендательные системы. С другой стороны, наш собеседник отмечает, что Дагестану не хватает именно квалифицированных специалистов с профильным образованием по компетенциям, востребованным в IT-компаниях реального сектора экономики.
В целях подготовки высококвалифицированных кадров в республике необходима совместная работа власти, бизнеса, образовательных учреждений.
Отвечая на вопрос о роли бизнеса, IT-компаний в развитии образования в сфере IT, Гамзатов также отметил, что министерство призывает крупные компании активнее участвовать в корректировке и усовершенствовании образовательных программ.
Покрывать дефицит кадров, подчеркнул он, будет и проект «Сбера» — «Школа 21». Это, напомним, образовательный проект для бесплатной подготовки специалистов в области IT. Школа представляет собой 4-этажное современное здание и рассчитана на 500 ученических мест. На текущий момент идет активная фаза строительства. По словам министра, возведение школы планируется завершить к концу этого года.
«Где-то в январе, феврале 2026 года школа примет первых обучающихся», – предполагает он.

Фото из личного архива Ханапи Расулова
Бизнес пошел в вузы
На фоне дефицита кадров, а именно — квалифицированных, IT-компании вынуждены идти в образование. Системно с учреждениями образования в Дагестане сотрудничает ООО «Электросвязь».
«В прошлые годы мы в поисках кадров отправляли своих сотрудников в вузы.Это было, наверное, года 4−5 назад. Мы просили дать нам лучших студентов, но таковых уже не было, их успевали разобрать. Чтобы решить эту проблему, мы отправили в профильный вуз – ДГТУ – троих своих сотрудников в качестве преподавателей. Они сейчас дают студентам актуальные знания. Преподают дисциплины по информационной безопасности и вычислительным сетям», – рассказал «Молодежке» заместитель генерального директора компании «Электросвязь» по информационной безопасности Ханапи Расулов.
Еще одна форма сотрудничества компании с учебными заведениями – договор о прохождении практики. На практику в «Электросвязь» приходят студенты ДГУ, ДГТУ, Республиканского политехнического и Профессионально-педагогического колледжей.
Программы застопорились
Мы спросили у Расулова, как в целом он оценивает образование, выходят ли из учебных заведений республики специалисты, отвечающие запросам рынка. В ответе наш собеседник сделал акцент на образовательных программах, которые сильно отстают от требований современности. Если раньше, когда технологии не так быстро развивались, можно было лет 10 не менять программы, то сейчас – их необходимо менять каждые 3−5 лет. Компания, говорит Расулов, этим и занимается: внедряет в учебный процесс информацию о появившихся в последнее время актуальных технологиях.
«Мы бы никого не отправляли в вуз, если бы оттуда выходили нужные нам специалисты. Когда человек приходит к нам на работу, мы рассчитываем, что на его адаптацию у нас уйдет месяца 2-3 и по истечении этого срока он уже начнет решать какие-то конкретные задачи. Однако в данное время из вузов приходят люди, которым на адаптацию может потребоваться год или два», – подчеркивает собеседник.
В течение этих лет компания обучает новенького, платит ему зарплату, но не высокую, поскольку прибыль он пока не приносит.
«Как только сотрудник доходит до определенного уровня, он может уволиться и перейти на другое место. Именно в тот момент, когда мы уже могли с него получить прибыль. У нас много людей так ушло. Переманивали конкуренты. Это для нас проблема. Мы не хотим обучать недавних студентов год, полтора или два. Мы хотим, чтобы из университетов выходили подготовленные люди и на адаптацию им хватало одного-двух месяцев», – поделился Расулов.
Немотивированные преподаватели
Проблемой развития IT-образования, по мнению собеседника, является в том числе отсутствие в Дагестане достаточного количества IT-компаний.
«Нужны компании, которые умеют зарабатывать, создавать продукт, чтобы айтишники были востребованы. Наличие таких компаний с высокой зарплатой — мотивация для студентов хорошо учиться», – подчеркивает Расулов.
Следующая проблема — в уровне самих преподавателей, их заработной плате, которая не мотивирует на выпуск высококлассных специалистов. Сотрудники «Электросвязи» преподают в университете два дня в неделю на 0,25 ставки. Зарплата, говорит Расулов, на такой ставке – около 10 тысяч рублей в месяц.
«В вузах очень маленькие зарплаты. Если бы мы не считали часы преподавания наших сотрудников там, возможно, никто из них и не пошел бы туда работать».
По мнению Расулова, преподаватель, получающий на полной ставке 40 тысяч рублей, не может нормально обучить будущего IT-специалиста, который станет зарабатывать 80 тысяч на старте.
«Сильная молодежь не выберет преподавание из-за маленькой зарплаты. Предполагаю, что в основном это направление выбирает слабая молодежь, которая не нашла себя в других отраслях. Педагог не может научить тому, чего не умеет сам. Если бы мог, то сам пошел бы работать туда, где платят 150 тысяч», – считает наш собеседник.
Предполагаем, что преподаватели через саморазвитие, дополнительное обучение и могли бы выпускать хороших специалистов. Но, возможно, низкая оплата труда не мотивирует на такие подвиги.
Другой контингент педагогов, по его словам, это очень взрослые люди, которые когда-то давно выбрали для себя эту профессию и уже далеки от постоянно меняющихся технологий.
Планирует ли компания «Электросвязь» сотрудничать со школами, поинтересовалось наше издание.
«Пока нет. Но, наверное, и в школы тоже придется ходить, потому что у нас очень мало выпускников выбирают ЕГЭ по физике. А те, кто сдает, предпочитают вузы за пределами Дагестана», – отмечает Расулов.
Добавим, что стобалльники и высокобалльники по профильной математике тоже предпочитают обучение в вузах других регионов, в основном – Москвы.

Фото из личного архива Эмилии Раджабовой
Есть такой проект
Со школами работает другая дагестанская IT-компания – ООО ГК «Абарис», специализирующаяся на внедрении в регионе IT-проектов, их автоматизации, адаптации и сопровождении. Порядка 70% ее сотрудников – выпускники ДГТУ.
Как и предыдущий комментатор «Молодежки», гендиректор «Абариса» Аида Раджабова отметила текучку кадров, переезд специалистов в другие регионы и образовательные программы, которые не поспевают за развитием. На практику сюда приходят студенты ДГТУ, ДГУ, ДГПУ. Четверо сотрудников компании, тоже на 0,25 ставки, преподают в ДГТУ и в колледже ДГТУ. Основной причиной дефицита кадров она называет миграцию специалистов.
«Если посмотреть статистику учебных заведений, ежегодно выпускаются порядка тысячи программистов и специалистов смежных областей. Другое дело, что не все они остаются в Дагестане ввиду различных причин – инфраструктура, низкие зарплаты… А те, кто остается, по большей части удаленно работают на другие регионы. То есть IT-специалисты есть, но вот как удержать их», – отмечает Раджабова.
Раджабова особо отметила роль образовательно-производственных кластеров для реализации IT-задач. Компания принимает участие в создании такого кластера с ведущими колледжами региона и IT-компаниями для участия в федеральном проекте «Профессионалитет». Задача кластера – развитие дуального образования, при котором теоретическая часть подготовки проходит в образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. Это очень важно, отмечает Раджабова, чтобы не плодить специалистов, в которых нет нужды, а готовить кадры по компетенциям, необходимым предприятиям.
Государство пытается растить квалифицированные кадры для нужд IT-сферы со школьной скамьи. На это направлено множество проектов и конкурсов с участием крупных технологических компаний. Один из них – федеральный проект «Код будущего».
«Абарис» является ответственным сетевым партнером «Кода будущего» в Дагестане от компании «1С». Задача проекта – бесплатно обучить программированию учеников 8-11 классов и студентов колледжей и техникумов. В республике проект масштабно заработал в 2023-м. В прошлом году обучение прошли 1600 детей из Дагестана.
Занятия проводились на базе учебных центров, созданных в самих школах и колледжах. В прошлом году к их проведению было привлечено около 300 педагогов. Это, как правило, учителя математики, информатики, которые предварительно сами в рамках проекта прошли подготовительный курс. То есть бесплатно обучились. Детей обучали и преподаватели учебного центра компании «Абарис».
«Работа педагогов в проекте оплачивалась. Это особенно важно в условиях сокращения количества часов по информатике.Учителя надеются на продолжение проекта хотя бы до 2030 года, как это и предполагалось на его старте. Не успел проект завершиться, как родители осыпали нас вопросами, могут ли они продолжить учебу, а когда следующий набор…» – сказала гендиректор.
Техника есть – учить некому
Как мы уже говорили, IT-кадры пытаются взрастить со школьной скамьи с помощью разных проектов и конкурсов. В этих же целях по нацпроекту «Образование» по стране открываются центры образования «Точка роста», технопарки «Кванториум», центры цифрового образования «IT-куб». «Точки роста» и «Кванториумы» создаются на базе самих школ и представляют собой оснащенные оборудованием центры дополнительного образования.
«Благодаря федеральным проектам «Цифровая образовательная среда», «IT-куб» и региональным инициативам, в учебные планы включаются робототехника, кибербезопасность, анализ данных. Например, в Махачкале и Каспийске школьники уже создают свои первые IT-проекты», – отметила собеседница.
Несмотря на позитивные изменения, подчеркивает она, существуют и проблемы. Некоторые классы «Точка роста» по факту не функционируют. Или их используют не по назначению.
«IT-кубы» и «Кванториумы» хорошо оснащаются оборудованием, сильно влияют на развитие детей. Что касается «Точек роста» (они создаются на базе школ в селах и малых городах. – Прим. ред.), то техника в них достаточно серьезно устарела и не соответствует требованиям, которые предъявляются сегодня к оборудованию программными приложениями. Когда мы в прошлом году пытались на компьютерах в «Точках роста» установить программу по «Коду будущего», она не установилась, потому что не тянет», – сказала Раджабова.
Имеется заметный разрыв между качеством образования в городах и селах. Если в крупных городах и райцентрах, отмечает Раджабова, прогресс очевиден, то в отдаленных селах еще встречаются школы, где не хватает техники или педагогов с профильным образованием. А если техника и есть, то по большей части простаивает из-за того же самого отсутствия квалифицированных кадров. Также школы теряют молодых специалистов из-за маленькой зарплаты.
Некоторые представители образовательного сообщества называют информатику основой современного IT-образования. Мы попросили нашу собеседницу оценить уровень преподавания этого предмета в школах. За последние годы, заметила она, уровень заметно вырос, хотя «путь развития еще не завершен».
«Если раньше, – подчеркнула Раджабова, – уроки часто ограничивались базовыми навыками — работа с офисными программами, поверхностное знакомство с ПК, то сейчас ситуация меняется».
Информатик в школе, говорит собеседница, всегда нарасхват, потому что зачастую пребывает в роли системного администратора: кому компьютер переустановить, кому принтер настроить, кому с отчетами помочь… Везде надо успеть, а качество работы от этого падает. Из-за экономии школ, особенно сельских, на системных администраторах страдает учитель.
Дагестан, резюмирует наш комментатор, делает уверенные шаги к тому, чтобы стать одним из IT-хабов СКФО. Школы переходят от «кнопочной информатики» к формированию цифровых компетенций, но для полного раскрытия потенциала важно продолжать инвестировать в инфраструктуру, педагогов и интеграцию с рынком труда.
Амина Магомедова