"Репутация — это все", — говорит один мой знакомый. Понятие чести для него — это непреложная истина, ради сохранения которой он готов на многое. "Если не на все", — последнюю фразу говорит так, что гвозди вколачивает. И добавил в след: "Ведь как людям в глаза после этого смотреть?!" Да что тут скрывать, мы все подвержены и, более того, боимся общественного мнения. В нашем обществе, где "друг про друга все знают", мы ревностно относимся к тому, в каком свете можем быть в нем представлены.
На днях дагестанский сегмент интернета вновь забурлил. Поводом послужил очередной случай так называемого убийства чести. Житель поселка Семендер забрал свою дочь с работы и дома устроил ей допрос, расспрашивая, где она была и что с ней произошло. призналась отцу, что была в "отношениях" с неким Рустамом, а до этого была изнасилована другим парнем, имя которого не назвала, и, испугавшись реакции отца, не рассказала ему о случившемся. В ответ отец, выпроводив жену на улицу и закрыв на ключ дверь, достал из шифоньера кинжал и перерезал дочери горло.
Это не первый случай, когда родственники кровью стараются смыть пятно позора со своей семьи. Много шума было поднято, когда отец задушил свою пятнадцатилетнюю дочь и сбросил тело в КОР. История имела широкую огласку и долго обсуждалась в социальных сетях. Дагестанский журналист Закир Магомедов в статье "Женщину надо убить, мужчина пусть живет" приводит несколько характерных случаев. Так, в суде Кизилюрта должно было рассматриваться дело об убийстве мужчиной своей племянницы. Еще трагичней оказалась история в другой дагестанской семье. Дочь призналась отцу, что ее обманным путем, пообещав жениться, склонил к сожительству однокурсник. И, более того, “подставил” ее еще троим своим друзьям, не забыв при этом заснять весь процесс на мобильный телефон, и в дальнейшем шантажировал этим девушку. Отец, обвинив во всем дочь, задушил ее, а после покончил с собой.
Убийства чести в Дагестане, можно сказать, были всегда, и тянется эта “традиция” сквозь время из далекого прошлого. И, похоже, это, к сожалению, становится обыденностью. Девушек, которые могут навлечь позор на честь семьи, убивают. "Во всем девушка виновата". Но часто в таких случаях я задаюсь вопросом: почему "карающий кинжал мести" заносится только над женщинами? Ведь в этом деле как минимум участвуют двое. Почему, прежде чем совершить непоправимое, отец не отомстил тому, кто изнасиловал его дочь?
И вроде бы просто в ответ на вопрос "Кто виноват?" обвинить во всем родителей. В том, что не так воспитали и не углядели, не предостерегли девочку. Но, скажите, можете ли вы быть полностью уверенными в своих детях в этом безумном мире, где зачастую многое зависит не только от воспитания ребенка, но и от воспитания окружающих людей в целом?
Девочка призналась, что в первый раз была изнасилована. Но она не пришла к отцу за защитой. Может, оттого, что знала его реакцию и каким будет решение. Ведь, к сожалению, вину за поруганную “честь” сейчас в таких случаях перекладывают на плечи девушек. Они и причина, и следствие для всех тех, кто будет в толпе кричать: "Ату ее, ату!" И, к сожалению, почему-то мне кажется, что в этой толпе будет находиться и мой хороший знакомый.