Накануне Дня Победы в Махачкалинском морском торговом порту завершена реконструкция памятника, посвященного погибшим в Великой Отечественной войне.
«Коллектив старейшего предприятия республики хранит память о великом подвиге советского народа в борьбе с фашизмом. Очень жаль, что с каждым годом всё меньше и меньше портовиков-свидетелей и участников тех героических событий остаются с нами. Но мы, нынешние портовики, не забываем о ветеранах и стараемся оказывать им посильную адресную помощь», — сказал по завершении работ генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Мурад Хидиров.
Монумент соорудили на средства работников предприятия еще в 1975 году – к 30-летию Победы. Так портовики увековечили подвиг советского народа и своих коллег, не вернувшихся с полей сражений.
В годы Великой Отечественной войны порт стал одним из главных транспортных узлов, через который бакинская нефть и другие необходимые ресурсы из Закавказья и Средней Азии поступали на фронт. Кроме того, по заданию правительства Махачкалинский порт организовал перевозку в Среднюю Азию и Казахстан граждан, эвакуированных из западных областей страны. Это – сотни тысяч женщин, детей, стариков. Одновременно решалась и другая важная задача – вывоз в тыл запасов зерна с Украины, Приазовья и Северного Кавказа.
Но помощь порта фронту не ограничивалась обеспечением важнейших воинских и народнохозяйственных перевозок. В середине августа 1941 года в Иранском Азербайджане, на южных берегах Каспийского моря, сосредоточились крупные диверсионные и террористические группы гитлеровцев. Их готовили для переброски по воздуху, морем и через сухопутную границу в Советский Азербайджан и Туркменистан.
В конце августа 1941 года суда пароходства «Каспфлот» и «Касптанкер», в том числе и пассажирский теплоход-экспресс «Дагестан», перебросили в Иран кавалерийские части, артиллерию, различную военную технику. Высадка десанта успешно закончилась, советские войска прикрыли с юга подходы к бакинской нефти. За эту успешную операцию экипажи судов были отмечены правительственными наградами.
В период боев за Кавказ порт работал особенно напряженно. Он обеспечивал бесперебойную перевозку военных грузов, доставлял на фронт воинские подразделения и военную технику, а для оборонной промышленности – сырье и топливо. Почти весь нефтеналивной флот Каспия был мобилизован на перевалку нефти и нефтепродуктов из Баку к Волге и далее к районам боевых действий. Кроме нефти, только за пять месяцев 1942 года по Каспию перевезено в сторону фронта также 468 тысяч человек, свыше 1 тысячи танков и бронемашин, 200 самолетов, 8 тысяч орудий и много других грузов. За проявленный трудовой героизм более 150 портовиков и судоремонтников были награждены правительственными наградами.
Портовики преданность Родине показывали не только героическим трудом, но и своими подвигами на фронте на Кавказе, Украине, в Белоруссии и при взятии Берлина. Многие не вернулись с войны.
Алик АБДУЛГАМИДОВ