Богат Дагестан уникальными памятниками архитектуры, этнографии, эпиграфики, искусства. Памятники прошлого — это поистине культурное наследие, народное достояние. И беречь их — долг каждого человека.
В связи с этим хочется поговорить о состоянии некоторых памятников истории Нагорного и Высокогорного Дагестана. И прежде всего о самом дагестанском ауле. Он сам по себе является исключительным памятником искусства, архитектурного строительства.
Построенные лестнично-террасным образом, они сообразно изменениям погодных условий создавали в селении своеобразный микроклимат. На туннельных, крытых улицах села летом бывает прохладно, а зиме не удается вовсю властвовать.
Приходится лишь сожалеть о том, что аулы Дагестана с годами теряют свой неповторимый облик. Люди хотят жить в более просторных домах, с приусадебными участками. Строят новые дома, зачастую разрушают, разбирают вековые. Необходимо сохранять в каждом ауле дома, даже целые кварталы, имеющие ту или иную историческую ценность. Сколько аулов у нас, которые полностью можно объявить своего рода музеями–заповедниками. Приходится лишь сожалеть, что с годами их становится всё меньше и меньше.
Недавно я был в селении Урух-Сота Чародинского района. Какой аул, какая архитектура! На всем Кавказе не найти такой крепости-села. Селение построено на выступе скалы, напоминающей переднюю часть большого океанского корабля-лайнера. С двух сторон его огибают две речки. Дома трех-, четырехэтажные. В крепость-селение предки урухсотинцев подвели воду. В те далёкие и небезопасные времена вряд ли кто позарился бы напасть и захватить его. Неповторимы арки, кладки стен.
Министерству культуры и администрации Чародинского района следует подумать о сохранении аула в первозданном виде, объявить его памятником не только республиканского, но и федерального уровня.
В аварийном состоянии боевые и сторожевые башни селений Мусрух, Анцух, Тидиб, Ругужда, Хуштада, Тинди, Гочоб, Мокок и десятков других, расположенных по верховьям Аварского и Андийского Койсу. В аварийном состоянии находится дом и башня Хочбара в селении Хотода, башни в Гооре, Бакдаб-Кахибе. Не в лучшем положении единственный сохранившийся на территории Дагестана христианский храм IX-XI веков у селения Датуна.
Бывая в горных аулах, удивляешься руководителям селений, глав администраций, районов, которые на вопрос, почему тот или иной памятник не охраняется, говорят, мол, там установлены плиты, дощечки, что охраняется государством. Установить-то установили, но работы по охране и реставрации нет никакой. Такова «охрана» многих исторических памятников в горах.
Несколько слов о крепостях, построенных царской Россией в 60-е годы XIX века. Часть Гунибской крепости раньше использовалась туристической базой «Орлиное гнездо», часть Аранинской в Хунзахском районе выделили под школу-интернат, военный комиссариат района и АТП. Преображенская крепость в Ботлихском районе и крепость на Карадах-мосте постепенно разрушаются.
Хорошо бы реставрировать их и открыть музеи истории, революционной, боевой и трудовой славы. Теперь, когда руководство республики старается развивать в Дагестане туристические кластеры, они стали бы местами паломничества туристов.
И еще. Каждое лето в горные аулы наезжают «туристы», имеющие интерес к старине. Они покупают у местных жителей старинные кинжалы, браслеты, кольца, рукописи на арабском языке. Нет, не в музеи несут они свою добычу. Уникальные вещи оседают в частных коллекциях предприимчивых визитеров. Многие из них занимаются перепродажей купленного. Примеров десятки. Надо, наконец, поставить заслон перед такими «ценителями старины».
Вместе с охраной имеющихся памятников следует создавать и новые. Хорошо бы построить мемориалы и в честь крупных успехов и побед республики в строительстве новой жизни. Например, строителям Гергебильской ГЭС, завода им. М. Гаджиева, первенца индустрии республики — завода «Дагестанские огни», канала Октябрьской революции и др.
«Бережно сохраняя прошлое – думать о будущем», — говорит Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в своем Послании Народному Собранию республики. Действительно, мы должны думать над тем, чтобы исторические памятники, как часть нашей истории и культуры, сберечь и сохранить для потомков.
Пайзула Пайзулаев