Корреспондент «МД» была Незнайкой в Цветочном городе
На самом деле речь о прекрасном и нежном. О цветочках, травке и деревьях, которые сажают в парке у озера Ак-Гель в Редукторном поселке Ленинского района Махачкалы специалисты и просто жители города. Дагестанский фестиваль садов и цветов – прямо сейчас.
Открыл фестиваль организатор, руководитель компании «Долина роз 05» Ильяс Саидов. С ним его товарищи по цеху – специалисты ландшафтной индустрии, флористы, дизайнеры из Дагестана, Чечни, Ставрополя, Смоленска, Москвы. Провести мастер-классы приехал известный московский ландшафтный дизайнер, мастер топиарного искусства Владимир Ляпчев (топиар – фигурная стрижка деревьев и кустарников).
А флорист из Чеченской Республики, чемпион мира по флористике в Бостоне Ибрагим Чупалаев создал из цветов портрет Расула Гамзатова. Он же провел конкурс по флористике в день фестиваля. За полтора часа 15 флористов создали букеты из хризантемы, розы, лимониума, гиперикума, гвоздики, разбавляя композицию зелеными листьями и украшениями. «Победили все. Но особенно Людмила Лоскутова из Махачкалы», — смеется Ильяс Саидов.
В обычную концертную программу с песнями-плясками вкрался нежданчик. Дагестанский силач Омар Ханапиев. Он поднимал зубами тяжести (раз плюнуть для него. Человек электровозы-самолеты-корабли зубами таскает налево-направо. – Ред.). Гнул трубы. Рвал металл голыми руками.
Скажу, что это было… необычно. «Это был просто офигенный сюрприз, чувак… Я, типа, ну совсем не ожидал…», — как сказал бы мистер Раз-Два из «Рок-н-рольщика». А детям понравилось. «Вау! Мужик!» — восхитилась девочка и попыталась прорваться на сцену. Мама: «Сказали, нельзя». Дочка возмущается, потому что видит, на сцене стоит не один человек: «Почему им можно, а мне нельзя?!» «Потому что они взрослые», — безнадежно пытается спастись мама.
Детям и взрослым раздают розы, а дети просят еще и еще, как будто конфеты собирают во время Уразы по второму кругу. Им говорят: «Только по одной розе. И то девочкам и женщинам».
Вырастая – крепнем
В субботу вечером у самого постамента памятнику учительнице пламенеют две ярко-рыжие головы. Это ландшафтный дизайнер Фатима Гаджиева и художник-реставратор Анна Таллина, вооружившись лопатами, увлеченно копошатся в земле.
— Вчера начали, сегодня до ночи будем, — говорит Фатима. – Мы делаем английский сад. Сейчас мы их пострижем…
— То есть лет через триста уже будет всё нормально? – шутит подошедший шеф-редактор «МД». — Анекдот вспомнил. Американский миллиардер английского садовника за бешеные деньги выписал – очень хотел английский газон. Тот приехал, посмотрел, постриг ему газон и сказал: «Так, каждый день – и через триста лет вы получите, что хотели».
Подснежники будут?
У входа в парк работники декор-студии «Цветочный рай» украшают ворота петуниями.
— Ландшафтники уже почти месяц пашут, деревья посадили, траву. Мы здесь третий день работаем. Цветы какие? Всё, что есть, сажаем здесь, — делится со мной флорист.
Молодой улыбчивый работник «Райского цветка» и директор садового центра Патимат Алиева сажают цветы на декоративной лестничной площадке.
— Теть Патя, как цветы называются? – спрашивает один из работников фирмы. И директор объясняет что к чему.
— Петунии. В парке всё лето цветы будут, однолетники. Они цветут до самой поздней осени. Они яркие. Есть осенние хризантемы очень красивые, 3 тысячи сортов, осенью они бесподобны. Есть двухлетние анютины глазки, они под снегом даже цветут.
— А подснежники будут?
— А подснежники не дают же такого эффекта, подснежники цветут вообще мало, — говорит и смеется директор. Анютины глазки цветут, как подснежники.
Сажают они и многолетние хосты (декоративное многолетнее растение – крупные листья, которые различаются у разных сортов по форме, окраске, размеру), бархатцы (известны еще под названием «чернобрывцы», неприхотливы, обаятельно декоративны, очень просты в выращивании), либелию (из семейства колокольчиковых, летом похожа на пушистый цветущий шар, в котором почти не просматриваются листья), розы, хризантемы, алиссум. Всего 50 тысяч однолетних цветов.
— Алиссум (капустные) восхитительны, мелкие цветочки выстилаются ковром и издают запах, аромат такой, что люди не будут понимать. Петунии тоже запах дают, засухоустойчивые, — делится Патимат.
— Кстати, вода. Как вы будете ухаживать за цветами? – интересуюсь у специалиста.
— Работает система автополива, проблем с цветами здесь не будет. Во всем городе нет такого автополива, как здесь. Поэтому можно сажать что хочешь.
— Срывать пытались цветы?
— За десять дней ни одного случая не было. Наоборот, дети подходят, помочь в посадке хотят. Это мы организуем завтра. (Действительно, на открытии фестиваля в воскресенье дети сажали цветы. Им выделили грядку в виде жар-птицы и на ней же провели мастер-класс).
В Зазеркалье
А ученики гимназии №8 незадолго до начала фестиваля даже сделали небольшую экспозицию.
— Мы совместно провели с детьми мастер-класс по созданию артобъекта ландшафтного парка, — рассказала ландшафтный дизайнер Анна Зрожевская. — Сделали декоративную роспись камней. С родителями и учителями создавали небольшие объекты в виде кормушек. Здесь есть минимализм, есть дагестанский узор. Очень много геометрии, мне хотелось за основу взять геометрию, потому что сочетается с памятником учительнице.
Артобъекты сделаны из зеркала. Когда снимут пленку, они начнут отражать окружающую среду, памятник, человека, который, в свою очередь, отражает Дагестан.
— А земля какая? — интересуюсь.
— Завозная. Плодородный грунт из Карабудахкента.
— Земля вас тоже интересует, да? – поднимается молодой работник фирмы.
— Нас всё интересует. Мы, журналисты, тоже копаем.
Оптимистичненько
Молодые сотрудники администрации парка проводят электричество.
— Много работы?
— Не, немного. Надеюсь, к утру закончим, – удивляет меня один из них.
Девушка украшает разноцветными лентами огромную – можно жить в ней — декоративную кружку. В ней тоже высадят цветы. А какой-то мужчина цветы выбрасывает. Зачем?
— Старые цветы выкопали, несем обратно на базу, посадили новые. Смотрите, какие хорошие. Вон те с желтыми краями – это лох. А это магнолия. Старые цветы: юкка, самшит, стелющийся можжевельник, вейгела. А я Магомед из «Долины роз». Это всё на полтора месяца. Здесь будем газон стелить, года три-четыре будет держаться.
Да он оптимист.
Патя АМИРБЕКОВА