О жизни дагестанской общины на Украине рассказывает постоянный представитель Республики Дагестан в этой стране Камиль Закарьяев.
– Камиль Исамутдинович, прежде всего уточним, сколько дагестанцев проживает на Украине?
– На постоянной основе – более 27 тысяч человек. Это люди практически всех дагестанских национальностей и самых разных занятий.
Преобладают наши земляки на юго-востоке Украины – в Донецкой, Харьковской, Луганской, Днепропетровской, Одесской областях. Из общего количества около 2 тысяч человек проживает в столице Киеве.
– Представители самых разных занятий?
– Да, люди интеллектуального и физического труда. Ученые, предприниматели, сельские труженики, хозяйственники разного профиля.
– А вы сами давно обосновались на Украине?
– Уже 20 лет. Родом я из Махачкалы. В свое время окончил Каспийский филиал Ленинградского кораблестроительного завода, получив специальность инженера. Впоследствии возглавлял комбинат благоустройства, работал в «Дагестанглавснабе», на заводе радиотоваров. А в 1994 году Абдуразак Марданович Мирзабеков предложил мне возглавить наше постпредство на Украине.
– Как вы в целом оцениваете самочувствие наших земляков в этой стране?
– Скажу так: работящий, способный трудиться головой или руками человек на Украине пропасть не должен. Отметил бы нашу сплоченность: мы не делимся по национальным лагерям, а помним нашу общую родину – Дагестан.
Стараемся хранить наши корни – язык, традиции, культуру. Сохраняем и наше исламское вероисповедание, благо в Киеве и в крупных областных центрах действуют мечети. Кстати, в общей сложности на Украине проживают порядка 3,5 миллионов мусульман – татары, узбеки, дагестанцы, чеченцы, казахи, азербайджанцы.
Кстати, я был приглашен выступить в церемонии торжественного открытия первой в украинской столице мусульманской мечети «Ар-Рахма».
– И вы её посещаете?
– Да, но мне привычнее молитвенный зал Исламского культурного центра на улице Дегтяревской.
– А дагестанская община юридически зарегистрирована?
– Да, причем её возглавляет депутат Донецкой Рады (областного парламента) Ардаш Дадашев. Сами судите: насколько авторитетен наш земляк среди населения региона (в котором дагестанцы отнюдь не составляют большинства!), что избиратели выбрали его своим депутатом в Раду!
А три его заместителя – по руководству общиной – работают соответственно в Днепропетровске, Луганске и в Донецке.
Могу уверенно заявить, что наша деятельность носит реальный характер. Регулярные встречи, собрание, поддержание контактов, совместные мероприятия, прочная связь с родным Дагестаном – всё направлено на то, чтобы мы оставались дагестанцами.
– Кстати, каково транспортное сообщение между Украиной и Дагестаном?
– Вполне стабильное. В свое время я поднимал вопрос об авиамаршруте Киев – Махачкала, правда, конкретно этот проект тогда не удался. А вот автобусный рейс открыт и регулярно действует. Кроме того, из Украины можно добраться в нашу республику на азербайджанских поездах, следующих через Дагестан в Баку.
От идеи авиасообщения мы не отказались. Проект «Киев – Махачкала» по-прежнему в силе, с промежуточной посадкой в Донецке, где наша община весьма многочисленна.
– Постпредство выполняет еще и в некотором смысле функции Посольства Дагестана на Украине?
– Да, можно и так сказать. Опять же с самым широким кругом полномочий. Включая правовую опеку отдельных наших молодых оболтусов, которые, набедокурив, подвергаются задержанию и аресту. В любом случае они остаются нашими земляками и их юридические интересы должны быть защищены.
Но мы стараемся выполнять и важную функцию торгово-экономического посредничества. В частности, 2 зарубежные компании проявляют самый пристальный интерес к возможности транспортного грузопотока со стороны Центральный Азии через Каспий с выгрузкой в порту в Махачкале. Те же голландские специалисты просчитали, что такой путь торговли с партнерами из Ирана, Туркменистана, Казахстана заметно дешевле, чем прежние варианты.
Их интересует один вопрос – гарантии безопасности в Дагестане. Вот такой практический интерес.
Другая любопытная перспектива – интерес Бориспольского автозавода к выпуску микроавтобусов на территории Дагестана. По предварительным подсчетам речь идет о 5200 новых рабочих мест в республике! Но опять же я могу тут выступать только в роли посредника, решение по таким вопросам принимается на ином уровне.
– Камиль Исамутдинович, как дагестанцы отнеслись к последним событиями на Украине?
– Нашим выбором было невмешательство. Тем более мы воздерживались от участия в каких-либо радикальных акциях. Соблюдение законов Украины – таков наш основный принцип в этом смысле.
Но сам факт, что вам в Дагестане небезразлична наша жизнь и ситуация, очень показателен и отраден. Точно так же и мы, когда смотрим новости из родной республики по ТВ, нередко тревожные, – тоже волнуемся: как там наши земляки. А значит, наше единство существует не только на бумаге.
Беседовал Альберт МЕХТИХАНОВ