Как сделать так, чтобы деньги не только уходили, но и возвращались
Постоянное снижение реальных денежных доходов заставило многих россиян не только искать дополнительный заработок и экономить на покупках, но и более активно пользоваться финансовыми сервисами, помогающими улучшить благосостояние.
В числе таких инструментов – cashback-сервисы, жизнь которым подарили банковские программы лояльности по кредитным и дебетовым картам, предполагающие возврат фиксированного процента с суммы покупок.
Кэшбэк – кто он?
Кэшбэкинг пришел к нам с Запада, где cashback-сервисы набирают популярность с начала 2000-х. В России первый масштабный cashback-сервис появился в ноябре 2012 года. Кэшбэк (от англ. cashback) — буквально означает «возврат наличных денег». Термин используется в сферах торговли и банковского дела в качестве обозначения бонусной программы для привлечения клиентов и повышения их лояльности. Проще говоря, речь идет о части стоимости покупки (обычно 1 — 2%), которая возвращается на карточный или виртуальный счет для последующего ее обналичивания или использования для получения скидки при следующих покупках.
Раскрываем секреты
Рассмотрим на практике, как это работает. Представьте, что есть условный владелец торговой площадки Магомед. У него много магазинов, в которые нужно привлекать покупателей. Магомед может пойти на телевидение или обратиться в маркетинговую компанию и заказать рекламу, при этом рискуя потратить деньги впустую. Ведь рекламная кампания может провалиться и, учитывая огромную конкуренцию, клиенты могут просто не прийти.
Но Магомед хитрее – он предлагает рекламному агенту (условному Зауру) сделку, говоря: «Я буду платить тебе за каждого приведенного покупателя 15% от его покупки». Зауру становится интересно уже не просто развесить баннеры вдоль дорог и запустить бегущую строку на телевидении, ему нужно привлечь конкретных покупателей, которые обязательно оставят в магазине часть своих денег. Поэтому он предлагает клиентам уже 10% возврата с покупки, то есть скидку. Таким образом, клиент (условный Гамид) совершает покупку, с которой получает 10% от Заура, а тот, в свою очередь – 15% от Магомеда.
В основе cashback-бизнеса – принцип разделения партнерского вознаграждения между покупателями и владельцами cashback-порталов. Владельцы сайтов делятся с покупателями своими партнерскими процентами. На своих страницах они размещают каталог ссылок различных Интернет-магазинов. Когда вы переходите по ссылке с cashback-портала на сайт магазина и совершаете покупку, владелец сервиса получает партнерское вознаграждение, которым и делится с вами. В итоге – продавец реализовал товар, cashback-портал получил свой процент, а вам на счёт вернулось от 1% до 20% от стоимости покупки.
Выплата поощрения покупателю, как правило, производится банковским переводом, банковским чеком либо через платежные системы. Как правило, все cashback-сервисы устанавливают минимальные пороги на размер возмещения и временные интервалы, через которые производятся возмещения.
Размеры возмещений и условия их выплат зависят от магазинов, которые участвуют в партнерской программе cashback-сайта. Периодически могут проводиться акции, в рамках которых cashback может удваиваться или утраиваться.
Также стоит обращать внимание и на то, за что именно начисляется возмещение. Например, возмещение может начисляться только за покупку конкретной группы товаров в магазине.
Таким образом, cashback-схема имеет 3 этапа:
1. Пользователь оплачивает товар в Интернет-магазине, перейдя на него по ссылке с cashback-сервиса.
2. Интернет-магазин выплачивает cashback-сервису вознаграждение за привлеченного клиента.
3. Сashback-сервис делится с покупателем частью вознаграждения в виде возврата кэша, что стимулирует клиентов приобретать товары и услуги в Интернет-магазинах именно через их cashback-порталы.
Cashback от банков
Родоначальниками кэшбэка были банки. Они до сих пор с успехом используют этот инструмент для популяризации кредитных и дебетовых карт различных платежных систем. Банки гарантируют, что при совершении покупок по платёжным картам можно получить часть денег или бонусные баллы обратно на счёт.
Например, «Спасибо от Сбербанка» – это бонусная программа, в рамках которой за каждую покупку, оплаченную картой, на бонусный счёт клиента начисляются бонусы «Спасибо». В первые три месяца их размер составляет 1,5% от суммы покупки, а в последующие – 0,5%. При оплате покупок в магазинах-партнёрах банка начисленные баллы могут достигать 20% от потраченной суммы. Программа успешно действует с 2011 года. Стоит заметить, что бонусы «Спасибо» нельзя обналичить – их можно использовать только для получения скидки в ограниченном перечне магазинов и кафе (правда, размер скидки может составить до 99%).
Есть банки, которые возвращают кэшбэк живыми деньгами. Так, «ОТП Банк» и «Тинькофф Банк» возвращают от 1% до 10% от всех покупок по своим картам в начале следующего месяца. «ТачБанк» и «Рокетбанк» требуют сперва накопить конкретную сумму (1000 руб. – у первого и 3000 – у второго), которую потом зачисляет на счет. Все эти организации возвращают 1% кэшбэка за любые покупки и до 10% — в «любимых» категориях.
Сashback-сервисы в Интернете
Рассмотрим на примере нескольких сервисов.
LetyShops
Letyshops («Летишопс») – один из самых успешных cashback-сервисов на российском рынке. Это очень простой в использовании и сравнительно новый сайт, который уже объединил больше миллиона пользователей. В качестве партнеров к нему подключены почти 1000 магазинов. На сайте регулярно проходят акции, в рамках которых сервис удваивает кэшбэк за покупки в некоторых магазинах.
ePN CashBack
ePN CashBack – это один из самых крупных cashback-сервисов, который предоставляет возврат денег с покупок на «АлиЭкспресс» (сайт дешевых китайских товаров. – М. М.). Кэшбэк-сервисом пользуется большая часть клиентов Интернет-магазина «AliExpress» – более 300 000 пользователей. Сервис постоянно реализует промоакции, раздаёт промокоды и купоны на скидку или повышенный кэшбэк. В личном кабинете можно найти популярные товары с «АлиЭкспресс», на которые даётся кэшбэк до 15%.
Мгновенная выплата кэшбэка: после подтверждения получения заказа/посылки на «АлиЭкспресс» должно пройти всего 5 минут, после чего деньги можно снять (такого нет больше ни у одного cashback-сервиса).
Kopikot
Копикот.ру – один из первых российских cashback-сайтов. Сегодня это популярный сервис, на котором зарегистрировано более 500 000 пользователей. Суть его ничем не отличается от перечисленных выше, кроме незначительной разницы в ставках кэшбэка (отличие между сервисами составляет 0,5 — 1%).
Лайфхаки и опыт пользователей
Залимхан Тагаев, преподаватель общественных дисциплин Буйнакского медицинского училища, г. Буйнакск:
– О cashback-сервисах я случайно узнал из Интернета. Вышла страничка с сайтом «Летишопс». Сразу регистрироваться не стал, сперва читал отзывы людей, которые положительно отозвались об этом сервисе. Что касается Интернет-покупок, я очень активный покупатель (смеется). Начиная с одежды и заканчивая микросхемами, платами с «АлиЭкспресс».
«Летишопс» я пользуюсь чуть больше года. Кэша вывел порядка 5000 рублей. Единственно что – нужно не забывать, что на сайты магазинов надо заходить со ссылок сервиса, иначе никакого кэшбэка не будет. После совершения покупки необходимо зайти в сервис и посмотреть, прошла ли ссылка через «Летишопс» – если да, то кэш будет начислен в ближайшее время. Многое зависит от подтверждения магазина – оно занимает от двух недель до двух месяцев. Деньги начисляются непосредственно в cashback-сервисе, потом их можно вывести на банковскую карту.
Среди моих родственников и друзей только один человек тоже пользуется cashback-сервисами. Люди не то чтобы боятся, а чаще просто не знают об этих возможностях. Хотя это, во-первых, дешевле, а во-вторых – дает возможность выбора оригинального товара. К тому же, я живу в маленьком городке и за покупками надо выезжать в Махачкалу. Это проблематично, да и цены в магазинах могут «кусаться». А Интернет-покупки мне, помимо почты, доставляет курьер прямо к воротам дома. В 21 веке расстояние не играет никакой роли. В любом уголке мира можно заказать что угодно. Были бы деньги и желание разобраться в новых технологиях.
Шамиль Амиров, travel-блогер, г. Каспийск:
– Пользуюсь cashback-сервисами «Копикот», «Алибонус», «Аликопи». Постоянно стараюсь менять их, потому что появляются более выгодные предложения.
Уже год я пользуюсь сервисами – сначала не понимал, как это работает, потом почитал, посмотрел опыт других. Но сейчас появилась проблема – постоянное снижение ставок возврата. Кэшбэк изначально внедрялся, чтобы разрекламировать тот или иной магазин. А сейчас, например, на «АлиЭкспресс» процент кэшбэка упал до 2 — 3%. Есть кэшбэк-сервисы, которые предлагают различные скидки. Даже на Booking.com (сервис бронирования жилья по всему миру. – М. М.) при заказе жилья ты можешь получить кэшбэк в размере 2 — 3%.
Еще у меня есть кобрендинговая банковская карта «Тинькофф» и «АлиЭкспресс» – по ней кэшбэк начисляет банк.
Всем, кто интересовался, я рассказывал об этих сервисах, но многим неинтересно, не хотят «возиться».
Кэш я, в основном, вывожу на банковскую карту. После того, как товар пришел и ты подтвердил получение, в течение недели возвращают кэшбэк. Только не надо забывать, что при выводе на карту сервис удержит небольшой процент.
Что же касается в принципе покупок «онлайн», то у нас в республике люди пока пользуются более привычным прямым контактом «продавец-покупатель». Они не пользуются картами в Интернете, боятся мошенничества, ведь для покупок нужно прикрепить карту к сайту.
Я сейчас веду в Махачкале и Каспийске проект, где целый месяц рассказываю, как легко и удобно пользоваться безналичными расчетами.
Сейчас все госструктуры обязывают своих сотрудников иметь карты. Так удобнее вести бухгалтерию. Но надо понимать, что должна быть и инфраструктура, которая поддерживает пользование безналичным расчетом. Не каждый даже крупный наш магазин имеет карточные терминалы. Хотя сейчас в Махачкале появилась «фишка» – можно прийти в магазин и оплатить покупку через «Сбербанк-онлайн» на счет продавца. То есть можно пойти на рынок, купить картошку и перечислить деньги продавщице. Я это уже несколько раз слышал и на днях хочу попробовать таким образом купить овощей и фруктов домой на ближайшем рынке (смеется).
Мария МАЛОВА