Эта «забавная» история произошла лет десять назад. Ее рассказал мне сосед, тогда еще майор милиции. Была и остается в МВД России такая структура – Департамент собственной безопасности (ДСБ), или, как его называют между собой сами полицейские, «Отдел очистки». Все прекрасно понимают его необходимость, но сотрудники правоохранительных органов его не любят и побаиваются, потому как это «полиция над полицией». Причем, совершенно не представляя, как он работает, а кто имеет хоть какое-то представление, то есть с ним сталкивался, тот уже как минимум больше не служит в органах.
Шла обычная плановая операция одного из подразделений ДСБ. На сей раз «клиенты» — это обнаглевшие гаишники на одном из участков федеральной дороги «Кавказ», недалеко от районного поста Джемикент. Кроме регулярных мелких нарушений (которые есть практически у всех их коллег), за ними было замечено уже совершенно неприкрытое вымогательство взяток. Только еще прейскурант «на отпущение» не повесили у дороги.
В один прекрасный день тормозят гаишники вполне приличную, хоть и не самую дорогую, тачку, требуют от скромного и неприметного сельского дяденьки, сидящего за рулем, отдать документы, выйти и пройти к ним в машину (чего они в той ситуации делать не должны были). А этому скромному дяденьке (оперативному сотруднику) только того и надо. Одна камера работает в машине, фиксируя происходящее вокруг, другая камера и микрофон – на оперативнике. Снимается кино.
А его коллеги на низком старте в другой машине, совсем рядом, на проселке у выезда на трассу. Все сидят и слышат. Садятся «гайцы» в патрульную машину ДПС на передние сиденья, оперативник – на заднее. Разговор, как обычно, — туда-сюда. Вот радар, вы превысили скорость. Что будем делать, а не пьян ли, свезем на экспертизу, куда едем, что везем, задержим до выяснения и т. д. Короче, обычная и привычная разводка лоха на деньги: «А гражданин, ты торопишься? Давай денег. Нет русских, одни манаты? Давай «зелень», болван, зачем нам твои манаты?» Опер дурочку включил, но в нужный момент выключил. Баксы, помеченные и предварительно отксеренные, перекочевывают к «гайцам».
И тут происходит непредвиденное даже для опера. Перед машиной ДПС с пылью и визгом резины тормозит, разворачиваясь метров через тридцать в занос чуть не поперек дороги, наглухо затонированная 99-я «Лада», тогда еще считавшаяся лучшей из отечественных авто. Через несколько секунд, показавшихся вечностью, передние дверцы открываются, и оттуда, не торопясь, появляются два крепких мужика в костюмах, белых рубашках и при галстуках. И так же, не торопясь, идут в сторону машины ДПС. У «гайцев» истерика.
«Дээсбэшники! Скорее жги баксы! Остальные отдай этому азеру сзади!» Но зеленые бумажки (пропитанные кое-чем) горят плохо. Точнее, на них остается только копоть от зажигалки. У опера в этот момент мысли другие: «Друзья-чекисты, блин… Не могут по-человечески даже остановиться — и тут понты кидать надо. Это не площадка по спецвождению. Насмотрелись боевиков американских. Чуть всю мазу не обломали. Хорошо, эти бобры успели бабки взять – кино есть, да еще и со звуком. Посмотрим, что будет дальше».
Тем временем мужики подошли к машине ДПС, один из них картинно достал корочку ФСБ и постучал ею в стекло передней двери. «Ассаламу алейкум. Подскажите нам, пожалуйста, как проехать…» — и так далее. «Гайцы» выставились на них глазами «по полтиннику» и, собравшись с мыслями, сбивчиво ответили на вопрос. А те двое чекистов неторопливо дошли до своей «99-й» и так же резво, как и остановились, рванули с места. В пепельнице лежали так и «недожаренные» доллары. Опера уже чуть не разрывало от смеха.
«Чего ты ржешь, придурок! Ну-ка давай обратно наши кровно заработанные, пока тебя тут мордой в асфальт не уложили!»
— Да нате, забирайте, раз ваше! – отдал им пачку денег обратно. – А теперь, ребята, посмотрите вот туда, во–о-он туда и сюда. Помашите ручкой, передайте маме привет. Вас снимала скрытая камера. Спасибо за комедию, поржали.
Пока он это говорил, на трассу выскочила машина, встала поперек дэпээсной, оттуда резво выскочили крепкие ребята и, без лишних церемоний открыв передние двери, выволокли на асфальт обоих «гайцев». Кошмар взяточников, который секунду назад проскочил мимо, вдруг сбылся совершенно неожиданно. А оперативную съемку после просмотра дээсбэшники еще несколько раз крутили на бис, смеясь до слез. Среди них был и мой сосед.
Заур Зугумов