В середине апреля милицейские сводки, и не только Дагестана, запестрели сообщениями о похищении престижных автомобилей. Оперативники констатируют, что волна подобных преступлений уже сегодня может принять внушительные масштабы. Тем более что в мире идет эскалация в отношении России из-за крымских событий. Если же учесть, что в обычные-то годы, уже к июню, этот показатель привычно подскакивал сразу на 15 — 20%, то, полагаю, работой опера обеспечены надолго.
В среднем в мире угоняется шесть автомобилей в час. В России эта цифра несколько ниже – примерно за полтора часа своих «железных коней» лишаются два россиянина. В абсолютных показателях это около 110 — 120 тысяч автомобилей в год. Преступления против автовладельцев совершаются по традиционным сценариям. Правда, преступники не всегда похищают автомобиль. Но он – обязательный элемент деяния. Хотя бы потому, что экспонирует своего хозяина как человека небедного.
По словам опытных сыщиков, категорий охотников по-прежнему несколько.
Первая – криминально ориентированные подростки. Они угоняют машины без разбора, но с одним условием – на авто не должно быть навороченной сигнализации или хитроумных противоугонных устройств. Владельцы таких машин не задумываются об охране, полагая, что старенькие «Жигули» или «Волги» вряд ли представляют материальный интерес. Но именно такую добычу воришки охотно сдают на запчасти, довольствуясь копеечными заработками.
Вторая категория преступников – заматеревшие угонщики, отмотавшие срок за кражи автотранспорта. Они владеют несколькими приемами взлома устройств, вооружены сканерами, электронными аппаратами. Как правило, орудуют на неохраняемых стоянках, паркингах у крупных торговых точек. Машины уводят, отсканировав сигнал с брелока владельца. Нередко входят в альянс с карманниками, которые похищают ключи у покупателя. Машины продают втемную, без документов. Если реализуют ее в Махачкале, то только на запчасти. Или перегоняют в другой регион.
Кстати, недавно похищенный у жителя Хасавюрта «Лексус» преодолел почти 250 километров по федеральной трассе «Кавказ», прежде чем владелец в своей квартире успел привести в действие спутниковый блокиратор. Угонщикам не удалось его отключить. Автомобиль встал как вкопанный на границе с Азербайджаном, на территории таможенного поста «Казмаляр». Похитители скрылись.
Ну и, собственно, элита этого криминального промысла – самые квалифицированные угонщики. Они способны похитить практически любую машину, на которую поступил заказ. Опытные мастера могут отключить любую хитроумную сигнализацию даже… тлеющим окурком. За жертвой они следят месяцами, подбирая подходящий момент. Иногда действуют открыто. Выманивают жертву из салона под любым предлогом – например, подвязывают что-то к глушителю или шлепают на заднее стекло влажный листок или газету. Пока владелец пытается избавиться от «случайного» аксессуара, угонщики прыгают за руль и исчезают. На захват у них уходит не более десяти секунд.
Есть и самая безжалостная когорта угонщиков – разбойники. Они похищают элитные автомобили с применением насилия. По обыкновению, нападают на владельцев машин у гаражей или ворот особняков. Такие модели сразу уходят в Среднюю Азию или Закавказье. За ночь машины преодолевают огромные расстояния и уже никогда ни под каким предлогом не возвращаются назад – слишком дорогая цена за них обещана.
Но случаются казусы. Совсем недавно лишь случай помог оперативникам задержать несколько похищенных автомобилей недалеко от административной границы таможенного поста «Казмаляр». Рано утром на посту все того же ГИБДД Джемикент сотрудники милиции остановили колонну из четырех дорогих иномарок. Милиционеры выяснили, что все документы на них поддельные. Такой же липой оказались номера двигателей и кузовов. А под водительскими креслами лежали ноутбуки со специальной программой, позволявшей заводить машины без ключа. Не буду описывать, как была проведена эта операция и с чьей помощью обезврежены преступники, скажу лишь, что всех лиц, сопровождавших машины, сыщики задержали.
Среди них, к сожалению, оказались и сотрудники силовых подразделений. Они самонадеянно положились на свою профессиональную неприкосновенность.
Но, как говорится, и на старуху бывает проруха. Так что, берегите свой автомобиль, господа, впереди лето.
Заур Зугумов