Все еще остается актуальной проблема обеспечения безопасности дорожного движения. А насколько это возможно? Об этом и не только мы беседовали с полковником полиции, начальником Управления ГИБДД МВД по Республике Дагестан Валерием Громовым.
— Валерий Анатольевич, начну с больной темы: пьяных на дорогах стало меньше?
— Сказать, что перестали пить, будет неправильно, но количество ДТП с участием водителей в нетрезвом состоянии все же уменьшилось. По сравнению с прошлым годом на 2,3% сократилось общее количество ДТП с участием водителей в нетрезвом состоянии, число погибших и раненых – на 5,5%, на 17,1% сократилось число погибших детей.
— Как идет «борьба» с тонированными авто?
— Мы этот вопрос, в принципе, уже решили. Конечно, есть автомобили с тонированными стеклами, прозрачность которых не соответствует нормам. Но, тем не менее, мы не перестаем бороться с данным видом нарушений, и необходимая техника для этого у нас есть. Уже при регистрации автомобиля проверяется, есть ли пленочное покрытие, соответствует ли светопропускаемость ГОСТу, в ином случае принимаются меры по их устранению или составляется административный протокол с изъятием регистрационных знаков.
— С 1 апреля в России начали выдавать водительские удостоверения нового образца. Что ждет дагестанцев?
— Внедрение водительских удостоверений нового образца требует внесение изменений в программное обеспечение. Пока в Дагестане даже такой программы нет. Изменения коснутся в частности включения новых подкатегорий, а бланки останутся те же.
— В связи с новыми правилами езда велосипедистов по нашим дорогам станет более безопасной?
— Этот вопрос мы пока не в силах решить, можем только инициировать, обращаться к главам администраций о выделили отдельных полос для велосипедистов. В Махачкале сами знаете, какая ситуация – везде застройки. Где здесь выделишь отдельную полосу? Если на полметра расширить проезжую часть, то обязательно придется сузить пешеходную дорожку. Например, улица Ярагского, как там быть? Там даже нормальных тротуаров для пешеходов нет, отсюда и большое количество наездов.
— При этом в Махачкале пешеходные переходы практически везде стерты…
— По закону нанесение дорожного покрытия, ямочные ремонты, уборка, установка светофоров возлагаются на муниципалитеты. Вот возьмем Махачкалу, не говоря уже о других городах. Проезжая часть недостаточно освещена, в дождливую погоду видимость практически нулевая, соответственно, больше наездов. Мы обращаемся ко всем главам администраций, о необходимости своевременного устранения ямочности, нанесения разметки или установки светофора. В свою очередь они нам отвечают, мол, нет финансов, чтобы закупить краску, или приводят другие причины и доводы. Но люди не должны гибнуть на дорогах из-за того, что нет средств. После наших неоднократных обращений нам ответили, что краску взяли, мол, вот-вот приступят к работе. Будем контролировать. На комиссии по безопасности дорожного движения мы постоянно поднимаем эти вопросы, там все отчитываются, что все идеально. А как только пойдет первый снег – у них сразу же возникают проблемы.
— Создается впечатление, что в Дагестане очень много прикомандированных работников полиции. С чем это связано?
— В связи с обстановкой в республике. Это временные оперативные группы (ВОГ), в основном они несут службу на постах. По линии ГАИ не работают, сконцентрированы на раскрываемости преступлений, а обеспечение безопасности дорожного движения – это наша задача.
— Насколько эффективно она решается? И достаточно ли вы укомплектованы?
— Чисто тем личным составом, который несет службу в городе – 520 человек, – не совсем. Кто-то в отпуске, кто-то до сих пор не оправился после посягательств. По приказу в патруль выставляется не менее двух инспекторов, однако, учитывая обстановку в республике, приходится выставлять по трое и даже четверо. Люди просят, чтобы возле каждой школы, садика стояли наши работники. Но пока не получается.
— Как вы боретесь с недобросовестными работниками?
— У нас есть контрольно-профилактический отдел, совместно с УСБ мы проводим мероприятия по выявлению взяточников – наказываем, увольняем. Не все у нас коррупционеры. В целом личный состав работает хорошо, что отмечает и министр внутренних дел республики. Несмотря на угрозы, теракты, ни один сотрудник не покинул службу. Конечно, трудно. Хочется, чтобы в республике было спокойно и чтобы в ребят не стреляли.
— Многих интересует, как приобрести элитный госномер?
— Чтобы исключить коррупцию в данном вопросе, министром внутренних дел принято решение регистрировать элитные госномера только за отечественными автомобилями и принадлежащими государственным предприятиям. Профилактическим отделом УГИБДД проводятся гласные и негласные проверки за порядком выдачи госномерных знаков, в том числе и элитных, с целью исключения фактов нарушения хронологии. Ранее на федеральном уровне была выдвинута инициатива, чтобы элитные номера распределялись на конкурсной основе, однако она не нашла своей практической реализации. А так любой владелец отечественного авто может за установленную госпошлину приобрести элитные номера.
— А как вы вообще оцениваете работу гаишников?
— Сказать – да, мы хорошо работаем – будет неправильно. Но по сравнению с прошлым годом количество ДТП, погибших и пострадавших уменьшилось. Есть, наверное, в этом и наш вклад.
— Что бы вы пожелали нашим читателям?
— Искренне хочется пожелать дагестанской молодежи, чтобы они, особенно находясь за рулём, были более терпеливыми, благоразумными, проявляли сознательность, умели адекватно оценивать обстановку и принимать правильные решения, не создавая проблем и аварийных ситуаций другим участникам дорожного процесса.
Гянджеви Гаджибалаев