Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Итоговая декларация
Международной богословской конференции
«Российские мусульмане: права и обязанности»
Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит он и да приветствует того, кто был послан как милость для миров — господина нашего Мухаммада, и род его, и сподвижников его.
Мы продолжаем публикацию Итоговой декларации «Российские мусульмане: права и обязанности», которая была принята во главе с генеральным секретарем Союза шейхом Али Мухи ад-Дином аль-Карадаги.
Декларация на основе толкования священных текстов утверждает, что сама исламская религия в своих основах твердо возражает против фанатизма и радикализма.
5. Уважение к родителям и доброта к ним
— Как относится Ислам к детям, которые выходят из повиновения родителям, вступая в экстремистские вооруженные группировки и участвуя в их преступных деяниях?
Ответ:
— Существует множество хадисов, согласно которым Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) не разрешил некоторым своим сподвижникам, чьи родители (или один из них) были живы, участвовать вместе с ним в истинном джихаде без их разрешения. «В них твой джихад», — сказал он (да благословит его Аллах и приветствует!).
6. Обвинение в неверии, вероотступничестве и многобожии:
— Многие мусульмане работают в государственных учреждениях светского государства. Подпадают ли они, согласно нормам исламского шариата, под категорию неверных, вероотступников или многобожников?
Ответ:
— Вера есть сердечное признание и словесное принятие; полноту же вере придает деяние в соответствии с ее столпами. Среди людей сунны и согласия общепризнанно, что человека нельзя обвинять в неверии, пока он не совершает тяжких грехов, что ключом к вере и раю служит свидетельствование о том, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад — Посланник Аллаха. Общепризнанно, что законный труд в любом административном или подобном ему учреждении не запрещен, но даже если он запрещен, то человек не может объявляться неверным потому, что работает в учреждениях светского государства. Мы уже приводили в пример историю господина нашего Йусуфа, который работал не просто министром, но главным министром в неверном государстве, а также историю негуса.
7. Ислам и другие религии
— Какова позиция Ислама в отношении других религий, и каковы условия сосуществования мусульман с православными и иудеями?
Ответ:
— Подробно об этом мы рассказали в книге «Мы и другие». Если говорить коротко, то Всевышний Аллах повелел нам по-особому относиться к людям Писания, в особенности к христианам всех общин. Более того, Он велел нам вести с ними спор только наилучшим образом. Всевышний сказал: «И не препирайтесь с обладателями книги, иначе как чем-нибудь лучшим, кроме тех из них, которые несправедливы, и говорите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам и ниспослано вам. И наш Бог и ваш Бог един, и мы Ему предаемся"» (Сура 29 «Паук», 46).
Всевышний Аллах разъяснил нам, как мы должны относиться к ним, в следующих аятах: «Может быть, Аллах установит между вами и теми, с кем вы из них враждуете, любовь; поистине, Аллах мощен, Аллах — прощающ, милостив!»; «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, — ведь Аллах любит справедливых!»; «Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те — нечестивые» (Сура 60 «Испытуемая», 7 — 9). Аллах велел проявлять доброту и благодетельствовать всем людям, кроме тех, кто нападает на нас, притесняет нас или изгоняет, но даже с ними Аллах велел нам быть справедливыми и беспристрастными.
8. Определение времени праздников
— Как относится благородный шариат к расхождениям между мусульманами в установлении праздников и обрядов? И можно ли установить для мусульман единые дни исламских праздников (Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха) и время поста?
Ответ:
— Всевышний Аллах установил для мусульман праздники Ид аль-Фитр и Ид аль-Адха для того, чтобы у них была возможность благодарить Всевышнего Аллаха за помощь рабам Своим в выполнении обрядов поста и хаджа. Для этого Он установил, чтобы мусульмане радовались и предавались дозволенным развлечениям. Так, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) разрешил эфиопам играть копьями в мечети («Сахих» аль-Бухари, хадис 949, Муслим, хадис 892); двум рабыням он разрешил петь для Аиши (да будет доволен ей Аллах) в доме Посланника (да благословит его Аллах и приветствует!), и когда господин наш Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) возразил против этого, сказал ему: «Оставь их» («Сахих» аль-Бухари, хадис 949, Муслим, хадис 892). Согласно достоверной версии Муслима (хадис 892) и Ибн Хиббана (281), он сказал: «Оставь их, Абу Бакр, ведь это праздничные дни»; в достоверном изложении у Муслима написано: «О Абу Бакр! У каждого народа есть праздник, а это — наш праздник».
Одна из целей праздника состоит в том, чтобы радость преисполняла сердца всех мусульман по возможности в одно и то же время. Но так как в прошлом установление единых праздничных дней и времени поста было затруднительным, Ислам разрешил, чтобы жители каждой страны делали это в силу возможности, либо же чтобы видения частью мусульман положения месяца было достаточным для установления времени поста и праздника для всех остальных. Согласно хадису, достоверность которого общепризнанна, Посланник (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Начинайте пост, увидев его, и разговляйтесь, увидев его». Эти слова были обращены ко всей умме, а это означает, что если месяц увиден, то пост вменяется в обязанность всем мусульманам. Но Аллах по милости Своей обязал их к этому лишь по их возможности, то есть если известие о положении месяца не дошло до жителей страны, то обязанность с них снимается.
Тем не менее, факихи со всей категоричностью не разрешили жителям одной страны расходиться в определении времени праздника, поста или хаджа, вменив им в обязанность следовать указаниям правителя данной страны или его представителя (например, муфтиев) с тем, чтобы жители одной страны не расходились в совершении обрядов.
Что касается использования астрономии, то на сей счет среди факихов шли и продолжают идти большие споры. Ее использование не противоречит категоричному в своих доводах тексту, а значит, является предметом иджтихада. Если правитель это делает, ему следует повиноваться. Но по моему мнению, опираться на астрономические данные следует для отрицания того, что время наступило, и для подготовки к тому, чтобы увидеть новолуние; мусульманам же следует стремиться увидеть молодой месяц с помощью современных средств.
Важно, чтобы мусульмане одной страны не расходились между собой в ритуалах (поста и хаджа) и в соблюдении праздников, ибо расхождения в этом могут привести к расхождениям в сердцах, к разделению людей, досужим спорам, а то и к смуте и прочим запретным вещам. Резюмируя, хочу сказать, что считаю необходимым объединить даты мусульманских праздников, учитывая допустимость определения времени праздников астрономическим путем, согласно мнению некоторых факихов прошлого, а также многих современных ученых. Мы склоняемся к соединению шариатского видения с опорой на астрономию для отрицания того, что новолуние уже видно, и определения времени, когда оно появится.
Подробно об этом нами сказано в книге «Определение начала лунных месяцев: сравнительное исследование мнений факихов прошлого и настоящего». Однако в любом случае мусульмане одной страны должны отмечать праздники в одно время, и многообразие здесь недопустимо.
9. Ислам и Интернет
— Каковы устанавливаемые шариатом условия для получения исламских знаний с помощью современных средств Интернета?
Ответ:
— Главное условие пользования Интернетом — не заходить на запретные сайты, не использовать Интернет для запретных (хIарам) действий и соблюдать меры предосторожности, чтобы уберечь молодежь от вредных сайтов.
(Окончание следует).