Если улицы переименовываются, значит, это кому-то нужно
«Никаких переименований улиц не будет, если только безымянные не переименуют. Вы же читали заявления Шихсаидова? А это после жалоб жителей, им приходится кучу документов менять: паспорта, техпаспорта из-за того, что переименовывают улицы», — комментируют «Молодёжке» после официального обращения председателя Народного Собрания Хизри Шихсаидова в горсобрании Махачкалы.
В заявлении Хизри Шихсаидова от 21 августа говорится, что пора возвращать улицам старые названия, восстановив тем самым историческую справедливость. Обращаясь к должностным лицам, Шихсаидов попросил родственников уважаемых людей, в честь которых переименованы улицы, понять, что ранее они также были названы в честь достойных и авторитетных людей. «А если это действительно необходимо сделать, их имена следует присваивать новым улицам, и то после обсуждения с общественными организациями».
«Как не станет меня, похороните в ауле, и никаких улиц пусть не называют в честь меня и не устанавливают никаких мемориальных досок», — вспоминает он слова старшего брата, в честь которого переименована улица Гоголя.
Заявление Шихсаидова обсудили 5 сентября на аппаратном совещании городского собрания. Итоги опубликованы на сайте мэрии.
«Председатель городского собрания Абумуслим Муртазалиев целиком поддержал предложение Шихсаидова о необходимости прекратить практику переименовывать исторические названия улиц в городе Махачкале, а если необходимо увековечить чьи-либо имена, то присваивать их новым улицам и только после обсуждения с общественностью города… При наличии необходимых оснований во всех случаях переименование улиц должно происходить в точном соответствии с российским законодательством и с учетом мнения населения», — говорится там.
Директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева считает, что названия улицам нужно давать по принципу культурно-исторической привязки к данному месту, локации, историческому времени, городу.
«К примеру, в Петровске была улица Садовая (которая потом стала Маркова, а затем Даниялова). Она вела к Городскому саду, в котором располагалась ротонда для выступления приезжих артистов. Там сейчас летняя площадка Даггосфилармонии, на ней всё так же проходят концерты. Когда сохраняются исторические названия, по ним, в том числе, можно изучать и повествовать историю самого города.
Правильно, когда сохраняются эпохи в названиях, дореволюционные, советские, нового времени. Не так давно переименовали улицу Советскую, а ведь это страна, в которой мы жили, часть истории, при любом отношении к этому историческому отрезку. Или вот улицу Мира постигла та же участь. Такие слова, как мир, непременно должны быть в названиях, на таких улицах хочется жить. Непродуманная рваная политика топонимики рисует несуразный и маловыразительный портрет города, лишенный своей индивидуальности», — считает Дадаева.
Журналисту, автору книги «Был такой город. Махачкала» Светлане Анохиной заявление спикера кажется «прекрасным, но популистским».
«Нынешняя улица Расула Гамзатова называлась улицей Ленина, а до этого — Инженерной. Улица Орджоникидзе носила названия Кавказская, Поповича, Набережная, Приморская… А площадь? Раньше она называлась Соборной площадью. Думаете, уместно настаивать на возвращении старого имени? А проспект Шамиля? Он был улицей Калинина, а до того — Дагестанской.
Только представьте, какие жаркие начнутся споры. Поэтому мне кажется, что идея хорошая, но пока практически нереализуемая. Нельзя так просто менять названия улиц, скверов и площадей, это тоже часть городской культуры и истории. Но в нашей стране за последние сто лет столько раз всё менялось кардинально, что мы потеряли координацию и пошатываемся, как человек, который слез с карусели. Что делать со старыми «кумирами»? С «героями» прошлого века? У многих с их именами связаны страшные воспоминания. Можем ли мы настаивать на том, чтоб эти имена снова зазвучали?
Вообще, в этой истории мне нравится то, что власть, наконец-то, как будто бы начала чувствовать, что просит общество. Они как будто подслушали наши разговоры», — говорит она.
Процедура и затраты
О дополнительных процедурах, но при этом небольших затратах на переименование рассказал журналист газеты «Новое дело» Андрей Меламедов.
«Много лет назад мы считали, но цифр не помню. Кроме табличек, нужно внести изменения в кучу документов. Прежде всего на почте. Ну и во всех администрациях города, некоторых министерствах. К примеру, министерство образования должно менять планы прикрепления детей к определенным школам. В общем, много всяческих заморочек, не всегда затратных», — говорит Меламедов.
Юрист и правозащитник Марат Исмаилов получил отказ на регистрацию организации, потому что улицу переименовали.
«Смена адресов по работе иногда доставляет проблемы. Например, готовим документы для регистрации организации. По месту прописки нередко присваивается юридический адрес организации. И вот собрали пакет документов, сдали в налоговую, а нам отказали. Потому что улицу, по которой регистрируется организация, переименовали», — рассказал он.
По словам юриста, в решении, утвержденном Махачкалинским городским собранием, от 17.11.2011 г. говорится, что «предложения по вопросам переименования улиц рассматривает комиссия, созданная администрацией города. В состав комиссии входят муниципальные депутаты Махачкалы, представители городской администрации и другие специалисты».
Отдельно предусмотрено, что «переименование объектов города Махачкалы производится в исключительных случаях: при восстановлении исторически сложившихся наименований, при изменении статуса и (или) функционального назначения соответствующего объекта города Махачкалы, в случае неблагозвучия наименования, в целях устранения дублирования наименований в пределах города.
Обязательным требованием при переименовании улиц, проспектов и иных объектов в Махачкале является учет мнения граждан, проживающих на именуемой территории, путем проведения опроса, референдума».
На самом деле жителей не собирают и опрос не проводят, комментирует «Молодёжке» пресс-служба администрации Махачкалы. Но есть общественные слушания, информацию о них публикуют на сайте. На них имеет право прийти любой желающий. А если не пришел, но не согласен, может обратиться с протестом, подключив инициативную группу.
«Никаких нарушений нет. Всё проводится в рамках закона, установленных правил. Жителей не собирают специально, закон и не обязывает. Вместе с тем жители улицы могут собрать инициативную группу и обратиться с протестом, если могут чем-то обосновать», — комментируют в мэрии.
Инициативная группа обычно и обращается в горсобрание с предложением о переименовании. С таким предложением могут еще обратиться граждане, родственники погибших, общественные организации, фонды, делятся в пресс-службе администрации. Все вопросы обсуждаются на сессии горсобрания, и решение выносится тоже им. Это законодательный орган, а администрация города — исполнительный.
«Все вопросы — бюджет города, переименование, внесение изменений, принятие каких-то документов — всё только через горсобрание. На очередной сессии депутатов города рассматривается вопрос и принимается решение. Потом в бюджет вносятся средства для переименования, установки аншлагов. Не так много требуется денег на переименование улицы. Есть определенные неудобства для физических и юридических лиц, которым придется менять документы, паспорта, домовые книги», — объясняют в пресс-службе.
Ничто не забыто
20 апреля мэр города подписал постановление о переименовании улицы Котрова в честь Ахмата Кадырова. Через четыре дня другая махачкалинская улица была названа именем Гамзат-бека. В мае улицу Николаева в Махачкале назвали в честь сотрудника МВД Дагестана Магомеда Нурбагандова и его брата Абдурашида, убитых боевиками. В предыдущие годы улицу 26 Бакинских комиссаров переименовали в улицу Ярагского, Кирова — в Гамидова, Чернышевского — в Абубакарова, Гоголя — в Шихсаидова, Казбекова — в Адильгерея Магомедтагирова.
Патя Амирбекова