Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит он и да приветствует того, кто был послан как милость для миров — господина нашего Мухаммада, и род его, и сподвижников его.
Мы завершаем публикацию Итоговой декларации «Российские мусульмане: права и обязанности», которая была принята во главе с генеральным секретарем Союза шейхом Али Мухи ад-Дином аль-Карадаги.
Декларация на основе толкования священных текстов утверждает, что сама исламская религия в своих основах твердо возражает против фанатизма и радикализма.
10. Банковская система с точки зрения Ислама
— Можно ли мусульманину получать зарплату с помощью кредитной карточки? И можно ли вкладывать деньги в коммерческие банки или инвестировать их в разного рода коммерческие проекты с целью получения прибыли?
Ответ:
— Прежде всего хотел бы сказать, что мусульмане должны приложить все усилия для создания финансовых учреждений, придерживающихся норм шариата, даже если они и не будут называться исламскими (поскольку важно содержание). Поэтому можно создавать инвестиционные учреждения в рамках действующих законов, но затем стараться прилагать усилия к принятию законов, дозволяющих создание беспроцентных банков. На поступивший вопрос отвечаю следующим образом:
1. Не дозволяется иметь дело с ростовщическими банками, дающими или берущими кредит под процент (лихву).
2. При этом дозволяется иметь дело с ростовщическими банками при совершении следующих операций, не связанных с лихвой:
— открывать беспроцентный текущий счет;
— снимать зарплату с текущего счета или карточки;
— получать кредитную карточку (У18а и др.) при двух условиях, а именно: при наличии достаточной суммы на счете, с тем, чтобы у хозяина карточки имелся достаточный кредит при снятии суммы или до вычета суммы банком. Если же таким кредитом он не располагает, то это ведет к начислению процентов для хозяина карточки, что является запретным;
— коммерсантам также позволительно брать в ростовщических банках аккредитив, по которому не нужно выплачивать проценты, а также беспроцентное гарантийное письмо.
11. Мусульманки и их трудоустройство
— Каковы шариатские условия, касающиеся мусульманок, работающих в общественном и частном секторах?
Ответ:
— Мусульманке дозволяется работать в сферах, соответствующих ее характеру и квалификации при условии, что ее работа не влечет за собой совершение запретных вещей, таких, как запретное уединение с мужчиной и соблазн.
На сей счет имеется множество указаний, в том числе то, что Всевышний Аллах рассказал по поводу пророка Мусы (Моисея). Всевышний говорит: «Когда он прибыл к колодцу в Мадьяне, то обнаружил возле него людей, которые поили скотину. Неподалеку от них он увидел двух женщин, которые отгоняли свое стадо. Он сказал: «Что с вами?» Они сказали: «Мы не поим скотину, пока пастухи не уведут свои стада. Наш отец очень стар». (Сура 28 «Повествование», 23).
Здесь указывается на то, что женщина может работать, соблюдая меры предосторожности, и если к тому есть необходимость.
12. Погребение убитых за террористические действия
— Какова позиция исламского шариата в отношении погребения людей, убитых за участие в террористических действиях, и проблемы невыдачи их тел родственникам?
Ответ:
— Человека уважают и живым, и мертвым. Погребение умершего есть проявление такого уважения. Это касается и выдачи тела родственникам покойного. Государство должно выдавать тела этих людей их родственникам; боевики также обязаны выдавать тела убитых на войне их родственникам.
13. Отмечание неисламских праздников
— Дозволено ли мусульманам участвовать в празднествах немусульман, проживающих с ними вместе в одном светском государстве?
Ответ:
— Как известно, религиозные праздники предназначены для последователей той или иной религии, и у каждой из них свои праздники. Дозволяется просто отмечать праздник, не участвуя в религиозных обрядах. Можно разделить с ними радость и веселье во имя благодетельства, предписанного нам Всевышним: «Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним, — ведь Аллах любит справедливых!» (Сура 60 «Испытуемая», 8).
14. Мусульмане в неисламских странах
— Должны ли мусульмане, живущие в неисламской стране, соблюдать ее законы: служить в армии, платить налоги и сборы и пр.?
Ответ:
— Мы в Европейском совете по фетвам и исследованиям выдвинули такой лозунг: «позитивная интеграция и соблюдение законов, не противоречащих установкам исламского шариата, служение Родине, с тем, чтобы такой патриотизм не противоречил религиозной преданности в рамках достижения блага».
«В заключение предлагаем следующее:
1. Собрать и упорядочить эти важные вопросы и ответы в форме суждений, касающихся всех прав и обязанностей российских мусульман перед государством, и изложить их в едином документе под названием "Положения фикха о мусульманах России".
Этот документ может быть принят всеми мусульманскими улемами России при участии Всемирного союза мусульманских ученых на конференции "Исламская социальная доктрина мусульман России ", которую следует провести в Москве под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых при участии всех глав мусульманских Духовных управлений РФ, улемов, представителей молодежи и других заинтересованных лиц.
2. Призвать к проведению в Москве большой конференции под эгидой Всемирного союза мусульманских ученых при участии всех глав мусульманских Духовных управлений РФ, улемов, представителей молодежи и других заинтересованных лиц.
Цель такого форума должна состоять в изучении вопроса об учреждении в Российской Федерации академии фикха, членами которой стали бы лучшие мусульманские улемы России и зарубежных стран. Она стала бы местом обсуждения вопросов фикха, интересующих мусульман Российской Федерации, а также могла бы готовить ученых в области фикха, исламского законодательства и фетв.
Аллаху же лучше ведомо, и возгласить хвалу Аллаху, Господу миров.
Да благословит Аллах и да приветствует господина нашего Мухаммада и род его, и сподвижников его».