Подборка скандальных фильмов, если одной «Матильды» вам мало
В прокат вышел фильм Алексея Учителя «Матильда», сильно разгневавший Наталью Поклонскую и ее единомышленников. Предлагаем вам подборку фильмов, которые в свое время позлили общественность (ну, или наиболее влиятельных ее представителей). Смотреть на свой страх и риск! Но смотреть!
«Житие Брайана по Монти Пайтон» (1979)
В Швеции этот фильм рекламировали под слоганом «Он настолько смешной, что его запретили в Норвегии». Реклама редко бывает правдивой, но это как раз тот случай. «Житие Брайана» действительно очень смешная картина, по праву считающаяся одной из лучших комедий всех времен. И она действительно была запрещена в Норвегии. А еще в Ирландии, Италии и на острове Джерси. Фильм, снятый участниками известной комик-группы «Монти Пайтон», высмеивает религиозных фанатиков, политических популистов, националистов и особо рьяных феминисток (за это отдельное спасибо).
Разумеется, всем перечисленным группам это сильно не понравилось, и они восстали против проката картины. Масла в огонь подливал тот факт, что действие фильма происходит в Иудее 2000 лет назад, в те времена, когда там проповедовал Сами Знаете Кто, а главного героя – слегка нелепого, но порядочного Брайана, в фильме частенько принимают за Мессию. Это позволило активным верующим обвинить создателей картины в том, что они стебутся над библейским сюжетом.
Нынче «Житие Брайана» считается классикой (как и прочие картины комик-группы). Обязателен к просмотру для тех, кого достали громкоголосые активисты, живущие по принципу «В любой непонятной ситуации запрещай».
«Гражданин Кейн» (1941)
Сейчас в это верится с трудом, но дебютная работа Орсона Уэлса «Гражданин Кейн», чаще любых других картин возглавляющая списки «лучших фильмов всех времен», по данным различных опросов, провалилась в прокате (и набрала более-менее приличную сумму лишь после повторных показов). И всё благодаря могущественному дядьке Уильяму Херсту, бизнесмену и газетному магнату. Дело в том, что главного героя фильма Чарльза Кейна без очков было крайне сложно отличить от самого Херста. Более того, в фильме присутствуют дословные цитаты газетного магната. Ну, а поскольку главный герой показан не в самом радужном свете – идеалист, считающий, что он может служить обществу, предоставляя ему правдивые новости, по ходу фильма превращается в человека, который, осознав свое могущество, начинает использовать его в эгоистичных целях – Херсту не очень хотелось, чтобы «Гражданин Кейн» добрался до экранов. Принадлежащие ему газеты объявили войну создателям картины. В итоге зрители проигнорировали выход фильма. Но, как показало время, Уильям Херст выиграл лишь пару сражений. Победа в войне осталась за Орсоном Уэлсом, чьё творение по-прежнему не растеряло актуальности.
«Прирожденные убийцы» (1994)
Фильм Оливера Стоуна рассказывает о влюбленной парочке… маньяков, которые колесят по американскому югу и мочат всех, кто им не приглянулся (а не приглянулась им куча народа). При этом назвать картину бессмысленной чернухой о насилии и кровопролитии язык не поворачивается. «Прирожденные убийцы» — это в первую очередь сатира (местами неоднозначная) на СМИ, которых хлебом не корми дай во всех подробностях осветить кровавую историю для поднятия рейтингов. А также на само общество, смакующее подобные истории. Первоначальный вариант сценария написал не абы кто, а Квентин Тарантино. Однако впоследствии его версия была практически до неузнаваемости переделана Оливером Стоуном. Квентину это так не понравилось, что он потребовал убрать свое имя из титров.
Вполне возможно, фильм обошелся бы без всяких скандалов, если бы после его просмотра у нескольких парочек не снесло крышу… они, подобно главным героям картины, раздобыли оружие и отправились убивать людей. История с подражателями имела большой общественный резонанс.
Оливера Стоуна тут же обвинили в пропаганде насилия. Это не помешало режиссеру получить за картину специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля, а также номинацию на «Золотой глобус».
«Заводной апельсин» (1971)
Экранизация одноименного романа Энтони Берджесса, снятая Стенли Кубриком, это одновременно и одна из самых скандальных лент своего времени, и одна из лучших антиутопий в истории кинематографа. Откровенные сцены насилия так разгневали народ, что Кубрику стали приходить письма с угрозой расправы. Также были упоминания о подражателях, насмотревшихся фильма и решивших устроить бесчинства на улицах. В Великобритании «Заводной апельсин» был запрещен к прокату через год после премьеры (запрет сняли лишь в 1999 году, после смерти режиссера). Фильм является своеобразным высказыванием о природе насилия и агрессии и переносит зрителей в альтернативную Великобританию 70-х годов.
Главный герой картины, подросток Алекс, любит насиловать женщин и избивать бездомных (а еще пить молоко и слушать Бетховена). Чтобы избежать тюремного заключения за свои проделки, он соглашается на эксперимент, который должен «излечить» его и превратить в законопослушного гражданина. Разумеется, ничем хорошим этот эксперимент не заканчивается (особенно для Алекса).
Сам Берджесс остался недоволен экранизацией. Рассказывают, что его жена хотела уйти из кинотеатра уже после первых десяти минут фильма, однако писатель посчитал, что подобное поведение будет выглядеть вызывающим. В итоге супругам пришлось досматривать картину до конца.
«Уродцы» (1932)
Сейчас фильм Тода Броунинга считается классикой, но в свое время он вызвал гневную реакцию у публики, не готовой, что в кинотеатрах им будут так откровенно рассказывать о цирковых уродцах. Есть легенда, что руководители студии даже сожгли негатив фильма, опасаясь, что однажды к ним нагрянет толпа разгневанных людей, которые не ограничатся негативом и сожгут всю студию. Картина была запрещена к показу в ряде стран. В некоторых городах США этот запрет официально до сих пор не снят. В ленте были задействованы настоящие циркачи с физическими отклонениями.
Фильм рассказывает о том, как красивая, но коварная акробатка из бродячего цирка по имени Клеопатра выходит замуж за влюбленного в нее карлика Ганса… но лишь потому, что тот является наследником кругленькой суммы. Впоследствии она планирует отравить бедолагу, завладеть богатством и броситься в объятия силача Геркулеса. Но ее планы идут коту под хвост, и друзья Ганса – сиамские близнецы, гермафродит и однорукая женщина — решают ей жестоко отомстить.
После премьеры фильм на долгие годы канул в небытие и был заново открыт лишь в 1961 году. В 1994-м внесен в Национальный реестр фильмов, как лента, имеющая огромное художественное значение.
Руслан Бакидов